Рекомендации к проведению классного часа, посвященного великому Владимирскому князю Андрею Боголюбскому

Андропова Т.А., Малеева Л.Е,
учителя истории и обществознания
высшей квалификационной категории
МОУ «Гимназия №35»

Рекомендации к проведению классного часа,
посвященного
великому Владимирскому князю Андрею Боголюбскому

 

При проведении любого классного часа, в т.ч. и тематического, классные руководители всегда должны учитывать особенности своего класса: возраст, подготовку учащихся, их интерес к данной теме. Поэтому классный руководитель сам определяет цели классного часа.

Цели занятия: дать первоначальное представление об Андрее Боголюбском; систематизировать знания об Андрее Боголюбском; пробудить интерес учащихся к истории Владимирского края XII в; формировать уважение к истории родного края и чувство гордости за наших далеких предков.

Исходя из целей и задач, классный руководитель определяет форму проведения занятия: интерактивная беседа с показом иллюстраций, видеофильмов, слайдов, презентаций; заочное путешествие «В глубь веков»; ролевая игра; экскурсия в музей и т.д.

В любом случае к подготовке классного часа необходимо привлечь учащихся (с учетом их возраста) или их родителей. Предварительно воспитанники получают задания по подготовке того или иного фрагмента классного часа: подбор иллюстраций; подготовка кратких рассказов о том или ином эпизоде из жизни Андрея Боголюбского; подбор стихов, посвященных родному городу; выпуск газеты или информационного бюллетеня, подготовка вопросов для викторины, посвященных Андрею Боголюбскому; поиск высказываний историков по теме:  «Ученые спорят».

От классного руководителя зависит, как пройдет классный час и не превратится ли он в дополнительный урок истории. Мы предлагаем коллегам для подготовки мероприятия краткие сведения об Андрее Боголюбском, литературу для учителя и учащихся, перечень иллюстраций для оформления занятия и отрывки из летописи.

Материалы к занятию

(Иллюстрация картины А.Васнецова «Князь Андрей Боголюбский»)
Ростово-Суздальская земля, Северо-Восточная часть территории Киевского государства была дальней окраиной, сравнительно независимой от Киевских князей. Вся связь с Киевом сводилась к уплате дани. Истинными хозяевами этой земли были бояре.

Всеволод Ярославич (сын Ярослава Мудрого) в своем завещании оставляет Суздальскую землю своему сыну от византийской принцессы Марии Владимиру по прозвищу Мономах. Владимир Мономах не изменяет традиции и завещает далекий Ростово-Суздальский край своему младшему сыну Юрию, который всю свою жизнь стремится к киевскому престолу, за что и получает свое прозвище.

Какое? (Долгорукий).

Чем еще знаменит этот князь? (Основатель Москвы).

Какие города он основал? Бывали ли вы в этих городах?

Не забывал Юрий и об обороне своих владений. Он построил две оборонительные линии на западе Ростово-Суздальского княжества. Первая – Кснятин – Дмитров – Москва. Вторая – Ростов – Переславль-Залесский – Юрьев-Польской.

Юрию приходится  бороться с родовой знатью, строя княжеские города. Даже резиденция Юрия Долгорукого находилась не в древних Ростове и Суздале, а в княжеском селе Кидекша. В 1155 году, после ряда попыток ему удалось овладеть Киевом.

Сын Юрия Владимировича Долгорукого и дочери половецкого хана Аепы Андрей провел свое детство в Суздальской земле. Ему были не понятны стремления отца к Киевским владениям, где идут постоянные войны и борьба за власть. Для Андрея завоевание Киева - это путь к  установлению  собственной независимости. Участвуя в военных компаниях своего отца, он прослыл храбрым воином. В 1155 году Андрей был посажен отцом на княжение в Вышгород, но самовольно бежал в Суздальскую землю, взяв с собой икону Богородицы из Вышгородского монастыря.

Что это за икона? (Икона Богоматери Владимирской).

Какая легенда с ней связана? (Явление Богоматери князю Андрею на месте, где по ее повелению он основал свой замок и храм Рождества Богородицы. Иллюстрация панорамы поселка Боголюбово).

В своем Ростово-Суздальском княжестве он стал единовластным правителем, изгнав всех родственников – мелких удельных князей. Центром княжества стал Владимир-на-Клязьме. Здесь он закладывает основы будущего великого государства, формирует новую самовластную систему княжеской власти. Андрей и во внутренней политике стремится к полному самовластию, не признавая никаких прав ни за боярами, ни за вече (народным собранием), ни за дружинниками, ни за своими родственниками. Ото всех он требует беспрекословного подчинения, не останавливаясь ни перед казнью и конфискацией имущества, ни не перед изгнанием (даже его братья Михаил и Всеволод не избежали этого).

Стремясь возвысить свой город, князь Андрей начинает строительство городских укреплений, поставившее Владимир в ряд крупнейших европейских городов того времени. Возводятся Успенский собор, Золотые ворота. Но и во Владимире ему тесно. Его постоянным местом пребывания становится загородная резиденция, а по замыслу князя Андрея возможно и будущий город – Боголюбово, где он строит храм Рождества  Богородицы и замок, в котором проводит  большую часть времени (отсюда и прозвище "Боголюбский"). Но самый известный архитектурный памятник, возведенный при князе Андрее Боголюбском – это храм Покрова на Нерли.

Что вы о нем знаете? (Иллюстрация Храма Покрова на Нерли под Владимиром, 1165).

Но и Владимир он не оставляет без внимания, объявив его в 1157 г. своей столицей. Стремясь еще больше возвысить Владимир, Андрей добивается установления специальной Владимирской митрополии. (Иллюстрация Успенского собора во Владимире, 1153-1160).

Князь Андрей ведет активную внешнюю политику, воюя с Новгородом на западе и Волжской Болгарией на востоке, тем самым расчищая владимирским купцам торговые пути в Европу и Азию. Он, как и его отец, стремится установить свою власть и в Киеве. Но не ради самого Киева, а ради Владимира, горя желанием сделать его столицей, а себя Великим князем, которому подчинятся все остальные князья.

За счет военных походов князь расширил территорию своего княжества: в 1164 году он совершил поход на Волжскую Булгарию, в 1172 году – на Дунайскую Болгарию, в 1166 году отправил сына Мстислава в Подвинье. Дела Южной Руси его интересовали мало. Он не разделял любви отца к Киеву, предпочитая править Северо-Восточной Русью.
Недовольный политикой Великого князя Киевского Мстислава, Андрей Боголюбский в 1169 году совершил поход на Киев и полностью разгромил столицу. Древний Киев утратил право называться столицей Русского государства. Киевское княжество Андрей отдал своему брату Глебу, а сам, провозгласив себя Великим князем, остался жить во Владимире.

В 1170 году сын Андрея Боголюбского пошел в поход на Новгород, жители которого изгнали князя – ставленника князя Андрея. Этот поход закончился поражением владимирцев, но вскоре новгородцы признали власть Андрея Боголюбского.

Конец жизни великого Владимирского князя Андрея был трагичен. Авторитарный характер правления Андрея Боголюбского, жестокое обращение с приближенными вызывали недовольство в окружении князя. В 1174 году был осуществлён заговор, в котором участвовали  жена (дочь казненного князем Андреем боярина Степана Кучки), её братья Яким и Петр Кучковичи, Амбал – слуга, осетин, Ефрем Моизич – ключник, еврей.

В пятницу, 28 июня 1174 года, в доме слуги князя Андрея собрался совет. Было там человек двадцать, в их числе ключник Амбал и Ефрем Моизич. Заговорщики решили убить Андрея в ту же ночь.

Отправляясь на дело, они выпили для смелости вина и потом направились в спальню Андрея.
«Господине», «господине!» – сказал один, толкаясь в дверь. «Кто там?» – откликнулся Андрей. «Прокопий», – отвечали ему. Прокопий был верный слуга Андрея.
«Нет, ты не Прокопий», – ответил, догадавшись, Андрей и бросился искать меч святого Бориса, которому он приписывал особую силу, но меча при нём не оказалось: Амбал-ключник заранее его унёс.

Заговорщики выломали дверь и бросились на Андрея. Князь был сильным и начал бороться с ними. В темноте убийцы ранили одного из своих, но потом, различив князя, набросились на него с мечами, саблями и копьями. Думая, что уже покончили с ним, они ушли. Но князь, собрав последние силы, выскочил из комнаты, спустился с лестницы и спрятался под сени. Убийцы услышали его стоны.

«Князь сошёл с сеней вниз», – закричал один. – «Посмотрим», – сказали другие и бросились назад в спальню. Князя там не было.
«Мы погибли, – закричали они, – скорее, скорее, ищите его!»
Зажгли поспешно свечи и по следам крови на лестнице нашли князя: он сидел, спрятавшись за лестничным столбом, и молился.
Пётр Кучкович отсёк ему правую руку. Князь успел проговорить: «Господи, в руки Твои передаю дух мой!» – и умер.

По материалам книги Н.И. Костомарова
 «Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей»

Заговорщики, заранее сговорившись, выкрали меч князя и, пользуясь темнотой и превосходством в силе, ворвались в его покои. Нанеся Андрею множество рубленных, колющих и резаных ран в область черепа (лоб и затылок), левой лопатки, ключицы, средней трети плечевой кости, верхней трети предплечья, левой кисти, нижней трети левого бедра, преступники бросили  князя, уверенные в смерти последнего. Но спустя некоторое время Амбал услышал стоны и добил князя Андрея.

Не пришло, видимо, еще время беспрекословного подчинения, а отношения подданства, вводимые Андреем, не давали возможности боярам и дружинникам как раньше отъехать от князя или изгнать его. Был только один путь – убийство.

В течение нескольких дней тело князя лежало во дворе Боголюбского замка, никого не интересуя. Все делили власть: горожане, бояре и даже родственники. Только спустя несколько дней Великий князь Владимирский Андрей Боголюбский был похоронен в Успенском соборе г. Владимира (Иллюстрация Успенского собора во Владимире, 1153-1160).

Приложение

Данилевский И.Н., д.и.н., профессор

Андрей Боголюбский

Андрей Юрьевич Боголюбский (около 1111 – 29 июня 1174), князь владимиро-суздальский и великий князь киевский (с 1157). Старший сын Юрия Долгорукого и дочери половецкого хана Аепы. Женат первым браком на дочери первого владельца Москвы Стефана Ивановича Кучки, а вторым – на пленнице, привезенной из похода 1164 года на Волжско-Камскую Булгарию.

Начало княжения
В 1149 Андрей получил от отца в держание Вышгород, но через год был переведен в западнорусские земли, где держал города Туров, Пинск и Пересопницу. В 1151 он с согласия отца вернулся в родную суздальскую землю, где, видимо, имел удел (Владимир-на-Клязьме).
В 1155 вновь был переведен в Вышгород, откуда вопреки отцовской воле бежал во Владимир-Залесский, увезя с собой икону Богородицы, написанную, по преданию, евангелистом Лукой (образ Владимирской Богоматери).

После смерти Юрия Долгорукого в 1157 Андрей унаследовал киевский великокняжеский престол, но в Киев, несмотря на обычай, жить не поехал. Тогда же он был избран князем ростовским, суздальским и владимирским. Опираясь на своих «милостников» (слуг), в 1162 Андрей изгнал из пределов ростово-суздальской земли не только своих родственников, но и отцовскую дружину. Одновременно он перенес столицу из Суздаля во Владимир, а свою резиденцию – в Боголюбово-на-Нерли (по которому и получил свое прозвище).

Отношения с церковью

Около 1160 Андрей предпринял первую в истории Руси попытку разделить русскую церковь на две митрополиии. Он обратился с просьбой к константинопольскому патриарху учредить во Владимире вторую митрополию, независимую от киевской, но просьба эта была отвергнута. В 1168 Андрей посылает суздальского игумена Феодора на большой собор в Киев с целью добиться смещения митрополита Константина. Не найдя поддержки у русских епископов, Феодор направился в Константинополь, надеясь уговорить патриарха назначить митрополитом себя, однако добился лишь поставления ростовским епископом. В 1169 у Андрея Боголюбского возник конфликт с неуживчивым и честолюбивым Феодором, который закончился тем, что князь выдал епископа на суд митрополита в Киев, где Феодор был казнен по обвинению в ереси.

Культура при Андрее Боголюбском

В годы его правления во Владимире и пригородах развернулось широкое строительство: в 1164 были построены Золотые ворота (подобно киевским константинопольским и иерусалимским), город-замок  в Боголюбове, а также ряд храмов, в т. ч. знаменитые Успенский собор (1158-61), Покрова-на-Нерли (1165), Рождества Богородицы в Боголюбове (1158-65).

По мнению ряда исследователей, Андрей Боголюбский стремился освободиться от византийского влияния на Руси. Он, в частности, приглашал для строительства владимирских храмов западноевропейских зодчих. Тенденция к большей культурной самостоятельности прослеживается и во введении им на Руси новых праздников, не принятых в Византии. По инициативе князя были учреждены праздники Спаса (1 августа) и Покрова пресвятой Богородицы (1 октября).

В ночь с 29 на 30 июня 1174 Андрей был убит в Боголюбове группой заговорщиков из своего ближайшего окружения. Первоначально был погребен во Владимирском храме Успения Богородицы; позднее останки неоднократно переносились. В 1934 погребение Андрея Боголюбского было обследовано и идентифицировано археологами и антропологами; по черепу найденному в захоронении, скульптору и антропологу М.М. Герасимову удалось воссоздать уникальный скульптурный портрет князя.