ГИА по биологии (2009 г.). Ответы

Ответы на ГИА по биологии (2009 г.).

 
Часть 1

За верное выполнение заданий А1–А26 выставляется 1 балл.
 

No задания
Ответ
No задания
Ответ
No задания
Ответ
А1 4 А10 3 А19 1
А2 1 А11 1 А20 2
А3 2 А12 3 А21 4
А4 3 А13 1 А22 3
А5 2 А14 2 А23 2
А6 3 А15 4 А24 4
А7 1 А16 4 А25 4
А 8 2 А17 2 А26 3
А9 1 А18 1    

Часть 2

За верное выполнение заданий В1–В5 выставляется по 2 балла.

Для заданий В1–В2 выставляется 1 балл, если в ответе указаны две любые цифры, представленные в  эталоне ответа, и 0 баллов во всех других случаях. Если экзаменуемый указывает в ответе больше символов, чем в правильном ответе, то за каждый лишний символ снижается 1 балл.

Для заданий В3, В4 выставляется 1 балл, если на любой одной позиции ответа записан не тот символ, который представлен в эталоне ответа, и 0 баллов во всех других случаях.

Для задания В5 ставится 1 балл в следующих случаях: если правильно указаны только две первые или три последние позиции ответа; если в сумме получается три правильных ответа из пяти, и 0 баллов во всех других случаях.

No задания
Ответ
В1 125
В2 122121
В3 БГАВ
В4 2164
В5 А.1, Б.4, В.3, Г.5, Д.5

Часть 3

Задания этой части оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа.

С1. Объясните, почему без назначения врача нельзя принимать лекарства.

Формат ответа и критериев такой:

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) Только врач на основе всестороннего обследования больного может определить саму болезнь, установить ее причину или возбудителя инфекции, например вирусного или бактериального, и назначить соответствующее лечение и препараты.
2) Только врач знает, что лекарства действуют специфически и в определенной дозе, что к ним могут быть противопоказания и, кроме того, при продолжительном приеме происходит привыкание, лекарства перестают действовать и подлежат замене.
С2. Наследственность

(1) Наследственность — это способность организма сохранять и передавать свои признаки и особенности развития из поколения в поколение. (2) Передача наследственных признаков у организма происходит только при половом размножении. (3) Носителями наследственной информации у большинства организмов служат молекулы ДНК, сосредоточенные в хромосомах. (4) Материальной основой наследственности, определяющей развитие признака, является ген — участок молекулы ДНК. (5) Совокупность всех наследственных признаков — генов организма, полученных от обоих родителей, называют генофондом организма. (6) Все полученные по наследству признаки обязательно проявляются у организма.

Формат ответа и критериев такой:

В правильном ответе должны быть указаны и исправлены следующие ошибки:
1) В предложении (2): Передача наследственных признаков у организма происходит при половом и бесполом размножении.
2) В предложении (5): Совокупность всех наследственных признаков – генов организма, полученных от обоих родителей, называют генотипом организма.
3) В предложении (6): Не все полученные по наследству признаки обязательно проявятся у организма.
С3. «История о золотом мальчике»

В 1496 году в роскошном замке миланского герцога Моро проходило праздничное шествие, которое возглавлял мальчик, тело которого сплошь было покрыто краской, по цвету напоминавшей золото. Подросток должен был олицетворять собой «Золотой век» Возрождения, который переживала в то время вся Северная Италия, а постановщиком этого действия был великий Леонардо да Винчи.

Забава знатных гостей стала роковой для артиста. После представления о нем забыли, и подросток остался на всю ночь в холодном помещении зала на каменном полу. Лишь на следующий день испуганного и плачущего мальчика нашли лежащим в дальнем углу зала. Вскоре он заболел и умер. Причина смерти долго оставалась непонятной. Одни ученые считали, что ребенок погиб от недостатка воздуха, так как дыхание через кожу стало невозможным. Другие утверждали, что причина гибели — прекращение работы потовых желез. Однако у этих объяснений были противники, которые попытались опровергнуть неверные гипотезы экспериментально.

Опыт, объясняющий причину смерти ребенка, был проведен только в ХIХ веке. В эксперименте участвовали двое взрослых мужчин, тела которых были покрыты лаком. В помещении, где находились испытуемые, постоянно поддерживали благоприятную температуру воздуха. Один мужчина пребывал в таком состоянии сутки, а другой — 8 суток без каких-либо последствий для организма. Этот смелый эксперимент, по мнению ученых, позволил им объяснить причину гибели мальчика.

Формат ответа и критериев такой:

Графы таблицы должны быть заполнены следующим образом:
1) Комната с благоприятной температурой воздуха.
2) Продолжительность события и эксперимента. ИЛИ Время события и эксперимента.
3) Смерть ребенка.
С4. Используя содержание текста «История о золотом мальчике» и знания курса, объясните, почему оказались несостоятельными первоначальные версии гибели подростка. Какова истинная причина гибели мальчика?

Формат ответа и критериев такой:

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) Объяснение несостоятельности версий:
  • причина гибели из-за недостатка воздуха несостоятельна, так как кислород в организм человека поступает через легкие (99%), через кожу поступает около 1% всего кислорода;
  • причина гибели из-за прекращения работы потовых желез (потовые железы участвуют в удалении части конечных продуктов обмена) также несостоятельна, так как большинство веществ выделяется с мочой, которая формируется в почках. Согласно тексту деятельность почек не была нарушена.
2) Указание истинной причины.
Ребенок мог погибнуть вследствие нарушения в терморегуляции (перегревания или переохлаждения), так как, судя по тексту, ребенок находился в холодном помещении. Следовательно, перегревание в таких условиях невозможно. Ребенок погиб от переохлаждения.
Могут быть даны объяснения, иначе сформулирована истинная причина гибели.