Что такое реферат и какую пользу он может принести студенту?

Во время обучения студент регулярно сталкивается с необходимостью составления реферата. Примерные данные статистов утверждают, что молодым людям, стремящимся получить высшее образование, приходится ежегодно писать около 50 рефератов, что составляет примерно 1000 страниц и 300000 слов! Однако при этом большинство студентов не понимают значения такого типа заданий и считают их не слишком полезными. Все дело в том, что сегодня большинство учащихся, как говорится, не слишком «заморачивается». В хорошем случае, студенты заказывают готовый реферат у специалиста, а в плохом – скачивают из глобальной сети первый попавшийся текст. Конечно, в такой ситуации студенту трудно оценить всю полезность составления реферата, а вот преподаватели, давая студенту такое задание, подразумевают следующее:

- Готовя реферат, учащийся должен внимательно изучить массу тематической литературы: научной, специальной, периодической и т.д.. И, возможно, многие годы так и было – студенты часами просиживали в библиотеке, аккуратно переписывали друг у друга редкие статьи, корпели над учебниками и в итоге сдавали качественную работу.

- При подготовке к реферату студент учится самостоятельно работать с разного рода литературой: искать полезную информацию, анализировать прочитанное, выделять важное, сопоставлять различные мнения и получает множество других очень полезных навыков.

Однако в сегодняшнем мире, это утопия. Если студент и решает работать самостоятельно, то его действия сводятся к быстрому поиску готового реферата необходимой тематики на просторах интернета, копированию найденного и, в хорошем случае, прочтению скопированного материала. Иногда такие фокусы проходят, но чаще подобные опусы возвращаются в руки студентов с пометками типа: «несоответствие теме», «устаревшие данные» и т.д. Конечно, бездумно копировать чужой труд это нехорошо, но если посмотреть на ситуацию с другой стороны, все довольно неоднозначно – в ВУЗах сегодня писать рефераты совершенно и не учат. В этой статье мы постараемся объяснить, что такое реферат, какие типы рефератов существуют и как правильно его составить.

Многие студенты считают, что реферат – это некое свободное сочинение на конкретную тему, в котором автору необходимо выразить свою собственную позицию. Это очень распространенное заблуждение, такое же как то, что безлимитный тариф сотовой связи – это дорого и менее недоступно чем корпоративный тариф от Билайн. Классический реферат – это структурированное изложение существующих источников необходимой тематики. Главное отличие сочинения от изложения, как нас учили еще в старших классах школы, заключается в том, что последнее не требует никаких новых, оригинальных мыслей и индивидуального взгляда автора. Говоря простым языком, реферат – это обзор доступных источников  по определенной проблеме. Конечно, в реферате допускается высказывание личных представлений автора, но лишь в сравнении с  мнениями других авторов. Хотя, отмечаем, это и необязательно. А вот, что в реферате, наоборот обязательно:

-  Титульный лист. Единого утвержденного стандарта оформления титульного листа реферата нет, поэтому главное соблюдать требования, установленные в конкретном ВУЗе. Как правило, на нем должны присутствовать следующие данные: название учебного заведения, тип работы (в данном случае, реферат), название дисциплины и работы, номер курса и группы, а также фамилия, имя, отчество преподавателя и студента.

- План. Он отличается от содержания тем, что его пункты пронумеровываются, а номера страниц не указываются. Иногда в рефератах вместо слова «план», используется слово «оглавление», но это, на самом деле, не совсем верно. Применение данного слова наиболее правильно, когда речь идет о работах более высокого уровня, типа курсовых и дипломных.

- Структура. Реферат, как правило, имеет несколько структурных элементов: введение, непосредственно содержание, заключение и список литературы. Очень важно во введении представить подробное аргументированное обоснование актуальности рассматриваемой тематики, а в заключении освятить перспективы развития. Кроме того, помните - в списке литературы должно фигурировать не меньше пяти источников.

- Формулировки типа «по мнению автора…», «с точки зрения ученого…», «данная концепция предусматривает…», «согласно представленной теории…» и т.д. Подобного характера обороты говорят о том, что автор работы знаком с разного рода источниками, свободно может оперировать нужными понятиями и прекрасно может анализировать информацию касательно любого вопроса.

Итак, реферат – это разновидность письменной работы, цель которой – рассмотрение, а также анализ существующих мнений по определенной тематике.

Сегодня существует несколько видов рефератов: учебный, творческий, контрольный и служебный. Каждый из них имеет свои особенности, которые важно учитывать при подготовке работы. Мы рассмотрим только первые три типа рефератов, поскольку последний не имеет отношения к учебной работе.

Учебный реферат – это наиболее распространенный тип письменной самостоятельной работы, который используется в учебных заведениях, причем как среднего, так и высшего образования. Главная его цель – научить студента эффективно и мобильно вести самостоятельную работу с самыми разными источниками. В процессе написания реферата можно развить следующие навыки:

- умение работать с библиотекой (грамотный отбор необходимых книг из длинного списка);

- мобильная адаптация к различным видам источников (книга, методичка, учебник, сборник статей и т.д.);

- умение структурировать текст (анализировать, выделять главное, сравнивать позиции, искать сходства и различия различных концепций);

- способность создавать свой текст (составление плана работы, структуры реферата, написание логичного текста, грамотная формулировка тезисов и выводов и т.д.).

Уровень развития вышеперечисленных навыков в процессе подготовки работы, конечно же, главным образом зависит от степени самостоятельности студента. Разумеется, сегодня сидеть в библиотеке в поисках необходимой информации, наверное, нет смысла, ведь глупо не пользоваться всеми благами современной цивилизации. Воспользоваться интернетом – это не криминал, ведь здесь можно найти не только книги, учебники и пособия, но и готовые работы самого разного качества и самого разного объема. Однако не стоит увлекаться копированием готовых работ, к ним нужно отнестись сугубо как к дополнительной справочной работе, а не к возможности «схалявить». Во-первых, вам это не принесет ни малейшей пользы, а, во-вторых, не нужно недооценивать преподавателей, большинство из них прекрасно знакомы с современными технологиями и регулярно ознакомляются с существующими в сети работами, а потому они могут легко определить, что работа скачана.

Суть контрольного реферата в том, чтобы не только составить описание имеющихся подходов к рассматриваемой тематике, но также и показать собственную точку зрения автора на проблемы, рассматриваемые в работе, руководствуясь понятиями приведенных теорий и концепций. Подобного характера работа позволяет студенту приобрести не только навыки, развитию которых способствует учебный реферат, но также дает ему возможность научиться грамотно, последовательно и аргументировано излагать свою позицию по отношению к самым разным проблемам.

Контрольные рефераты – это очень удобный инструмент преподавателей, они используют его для того, чтобы выявить наиболее способных и заинтересованных в реальном обучении, а не просто получении диплома, студентов, с которыми целесообразно проводить индивидуальные работы.

Если студент в процессе обучения планирует принимать участие в различных внутри- и межвузовских конференциях, публиковать свои работы в специальный сборник, который, как правило, ежегодно выпускается каждым крупным ВУЗом, то контрольный реферат -  это необходимая практика. Кроме того, если студент намерен продолжать своё обучение в аспирантуре, навыки, приобретенные при составлении контрольных рефератов, помогут ему при поступлении в нее.

Творческий реферат – это достаточно свободная форма письменной работы. В основном, подобного рода работы составляются, что называется, «по горячим следам» под впечатлением от прочитанной книги, статьи, автобиографии или от просмотренного интереснейшего телевизионного сюжета. Цель данного реферата, зачастую, подбор необходимой информации для, к примеру, предстоящей конференции или дипломной работы. Кроме этого, творческий реферат – это прекрасная предварительная подготовка к сдаче экзамена, которая поможет выгодно дополнить ответ и продемонстрировать знание не только лекций, но и иных дополнительных материалов. Проще говоря, главная задача составления творческого реферата – это подбор, компоновка и более детальное изучение материала, который может пригодиться при выполнении предстоящих в будущем учебных задач.

Думаем, что по прочтении этой статьи студент больше не сможет сказать, что реферат – это занятие бесполезное и ненужное. Однако программа ВУЗов предполагает такой объем написания рефератов, что невозможно, руководствуясь сугубо своим умом и дополнительной литературой, подготовить все поручаемые работы. Здесь важно расставить приоритеты: если предмет профильный, нужно постараться, найти время и сделать реферат самостоятельно, но иногда можно и воспользоваться плодами чужого труда. В каких-то случаях полезно обратиться к специалисту, прямой номер которого сегодня очень просто найти в интернете, а в каких-то можно и вовсе скачать работу из интернета (если уж студент считает, что предмет совершенно не в сфере его интересов). При самостоятельной подготовке работы, как мы уже говорили выше, пользование интернетом не возбраняется, поскольку это прекрасный источник найти всю необходимую информацию с минимальными временными затратами. Если вы хотите за минимальный срок получить качественный реферат, работа над которым пойдет вам на пользу, то лучше всего, при его составлении  использовать части различных найденных готов работ и разбавлять их материалом из учебников и другой специальной литературы, а также собственными тезисами, выражающими ваше мнение относительно тех или иных теорий и концепций.