Пояснительная записка
Лето – самая долгожданная пора в жизни любого школьника, ведь это самые длинные в году каникулы. А каникулы - это время восстановления здоровья, восполнения сил, израсходованных в течение учебного года, развития творческих способностей, открытий нового и интересного. Но каждый ли ребенок может реализовать все это в течение каникул? Это зависит от многих факторов: заинтересованности родителей в обеспечении детей полноценным отдыхом; их занятости, социального статуса семьи (материальной состоятельности, уровня ценностей в семье; умения планировать и организовывать полноценный отдых своего ребенка).
По данным социологических исследований более половины семей в стране не имеют возможности организовывать полноценный отдых своих детей. В связи с этим перед педагогическим коллективом остро встала проблема организации отдыха детей на базе школы. Лагерь в школе работает круглогодично (в течение каникул: осенних, зимних, весенних, летних - 2 смены каникул); включает в себя отряд дошкольников, три разновозрастных и профильные отряды (трудовой, спортивный, педагогический), отряды клубов по месту жительства. Такая структура лагеря позволяет охватить отдых детей разного возраста и разнообразных интересов, решить множество проблем, начиная с предварительной адаптации будущих первоклассников к школе и заканчивая профессиональной ориентацией выпускников.
Необходимость разработки программы «Радуга здоровья» для оздоровительного лагеря труда и отдыха на базе МОУ СОШ №24 была вызвана рядом причин:
Актуальность проблемы сохранения здоровья школьников нашего образовательного учреждения подтверждается анализом состояния их здоровья. По данным 2007 года 21% учащихся страдают заболеванием глаз; 14% - органов дыхания; 12% - костно-мышечной системы; 5% - нервной;
3% - мочеполовой; 2% - пищеварительной системы организма.
При планировании летней оздоровительной кампании было проведено анкетирование с родителями учащихся. Цель данного анкетирования - получение информации о заинтересованности родителей в организованном отдыхе детей; их желании сотрудничать со школой в вопросах воспитания и всестороннего развития ребенка; приоритетных ценностях семей; отношении родителей к проблеме здоровья своих детей. Родителям было предложено высказать пожелания, связанные с организацией процесса оздоровления, труда и досуга в школьном лагере. Данное анкетирование показало полную заинтересованность респондентов в вопросах сохранения здоровья и оздоровления детей в период школьных каникул.
При разработке программы также учитывалась социальная среда, в которой обитают воспитанники лагеря. Многие из них живут в неполных семьях, у некоторых родители - пенсионеры, инвалиды. В половине неполных семей доходы составляют только прожиточный минимум. Это и объясняет неполноценное, нерациональное питание ребят, а также ограниченные возможности семьи в вопросах оздоровления детей.
Учитывая вышеизложенные факты, педагогический коллектив определил здоровьесбережение ведущим направлением работы школы, поставив перед собой задачу создания школьного сообщества, призванного разработать направления деятельности оздоровительной кампании с целью укрепления физического, психического и социального компонентов здоровья наших воспитанников.
При школьном сообществе «ЖИЗНЬ» были созданы творческие ролевые группы - «Крепкий орешек», «Алые паруса», «Муравей». В состав их входили педагоги, воспитанники, родители. Каждая творческая группа разработала свое положение, в котором определила задачи, содержание и формы работы. В соответствии с целями и задачами разработали комплекс мероприятий, которые были положенные в основу программы «Радуга здоровья».
При определении названия программы - "Радуга здоровья" - педагогический коллектив руководствовался истинными и символическими значениями терминов "здоровье" и "радуга".
В основу программы положено определение здоровья, сформулированное Всемирной организацией здравоохранения. Согласно ему "здоровье" - это состояние полного физического, психического и социального благополучия".
Слово «радуга» Дж. Холлом трактуется как "символ небесного, чистого, дарующего жизнь, таинственного и величественного". Радуга также выступает "символом теплого лета, радости и дружбы Неба и Земли".
Все это - теплое лето, радость, дружба лежит в основе направлений деятельности нашего лагеря. "Радуга здоровья", в нашем случае, - это символчистых, добрых побуждений, направленных на воспитание в детях желания заботиться о своем здоровье и постоянно укреплять его.
"Многоцветие" радуги - символ многообразия способов сохранения и укрепления здоровья.
Таким образом, данная программа направлена на просвещение детей по проблемам здоровьесбережения и их оздоровление через организацию различных видов деятельности
Компонент здоровья |
Обоснование |
Реализация программы |
Умственная деятельность |
Человек, занимающийся умственной деятельностью; развивает интеллект, логическое мышление, мировоззрение. Развитие - естественный процесс и неотъемлемый компонент здоровья. |
Отряд шахматистов |
Трудовая деятельность |
Усталость, приобретенная в результате трудовой деятельности, оказывает благоприятное воздействие на самочувствие человека: улучшается сердечно - сосудистая деятельность, повышается мышечный тонус, настроение. |
Трудовой, |
Физическое развитие |
Физкультура развивает силу и выносливость, спасает от многих болезней, помогает хорошему самочувствию. Недаром говорят: «Движение – это жизнь». |
Утренняя гимнастика, занятия в бассейне, спортивные игры, соревнования. |
Положитель-ные эмоции |
Узбекский ученый Мирзакарим Норбеков установил, что здоровье зависит от эмоционального центра человеческого организма. В своих высказываниях он подчеркивал: "Хаос не в мире, он внутри нас". |
Кружковая работа, комната психологической разгрузки, занятия с элементами тренинга, под руководством психолога, музыкотерапия, походы, экскурсии, игры с педагогом – организатором, воспитателями. |
Знания |
Вооружившись знаниями валеологии, человек сможет целенаправленно и верно построить свою жизнь, оградить себя от нервных стрессов, болезней и преждевременной смерти. Не зря в народе говорят: «Кто предупрежден, |
Беседы с медицинским работником, |
Здоровье через рационально – организованный режим дня |
Рационально-организованный
|
См. тематическое планирование летнего оздоровительного лагеря. |
Таким образом, данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.
По продолжительности программа является краткосрочной, т. е. реализуется в летнем оздоровительном лагере труда и отдыха с дневным пребыванием «Солнышко» в рамках одной лагерной смены.
Основной состав лагеря - это учащиеся образовательных учреждений социума. При комплектовании особое внимание уделяется учащимся из малообеспеченных, неполных семей, а также детям, находящимся в трудных жизненных ситуациях. Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в возрастных отрядах с наполняемостью 25 человек.
Программа разработана с учетом законодательных нормативно - правовых документов.