Демонстрационный вариант 2011 года
Инструкция по выполнению работы
Экзаменационная работа по литературе состоит из двух частей.
В первой части работы предполагается анализ художественного
произведения. Вам необходимо выбрать ОДИН из двух вариантов: или
анализ фрагмента эпического (драматического, лиро-эпического)
произведения, или анализ лирического стихотворения (или басни). Будьте
внимательны: экзаменационная работа не предусматривает выполнение
обоих вариантов.
Выбрав для работы один из вариантов, прочитайте предложенный
текст и последовательно выполните 4 задания, которые требуют написания развёрнутого ответа ограниченного объема. Выполняя первые три задания (1.1.1–1.1.3 или 1.2.1–1.2.3), постарайтесь сформулировать прямой ответ на
поставленный вопрос (примерный объём – 3–5 предложений) с опорой на
текст. Избегайте пространных вступлений и характеристик. Четвёртое
задание (1.1.4 или 1.2.4) предполагает не только размышление над
предложенным текстом, но и сопоставление его с другим произведением или
фрагментом, текст которого также приведён в экзаменационной работе
(примерный объём ответа – 5–8 предложений).
Вторая часть работы состоит из пяти заданий (2.1–2.5),
сформулированных в виде вопросов. Вы выбираете ОДНО из предложенных
вам заданий и пишете в жанре сочинения развёрнутый ответ (в объёме не
менее 200 слов), аргументируя свои рассуждения, ссылаясь на текст
художественного произведения. При выполнении обоих частей
экзаменационной работы разрешается пользоваться полными текстами
художественных произведений, а также сборниками лирики.
На выполнение работы даётся 4 часа (240 минут). Рекомендуем так
распределить время: на выполнение первой части (4 задания к тексту) –
90 минут, на выполнение второй части (сочинение) – 150 минут.
Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются.
Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее
количество баллов.
Желаем успеха!
Часть 1
Просмотрите художественные тексты, предложенные в варианте 1 и варианте 2 экзаменационной работы, и выберите, какой из вариантов вы будете выполнять. Оценивается выполнение только ОДНОГО варианта экзаменационной работы.
Вариант 1
Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните
задания 1.1.1–1.1.4.
Я к вам пишу — чего же боле?
Что я могу еще сказать?
Теперь, я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать.
Но вы, к моей несчастной доле
Хоть каплю жалости храня,
Вы не оставите меня.
Сначала я молчать хотела;
Поверьте: моего стыда
Вы не узнали б никогда,
Когда б надежду я имела
Хоть редко, хоть в неделю раз
В деревне нашей видеть вас,
Чтоб только слышать ваши речи,
Вам слово молвить, и потом
Всё думать, думать об одном
И день и ночь до новой встречи.
Но говорят, вы нелюдим;
В глуши, в деревне всё вам скучно,
А мы... ничем мы не блестим,
Хоть вам и рады простодушно.
Зачем вы посетили нас?
В глуши забытого селенья
Я никогда не знала б вас,
Не знала б горького мученья.
Души неопытной волненья
Смирив со временем (как знать?),
По сердцу я нашла бы друга,
Была бы верная супруга
И добродетельная мать.
Другой!.. Нет, никому на свете
Не отдала бы сердца я!
То в вышнем суждено совете...
То воля неба: я твоя;
Вся жизнь моя была залогом
Свиданья верного с тобой;
Я знаю, ты мне послан Богом,
До гроба ты хранитель мой...
Ты в сновиденьях мне являлся,
Незримый, ты мне был уж мил,
Твой чудный взгляд меня томил,
В душе твой голос раздавался
Давно... нет, это был не сон!
Ты чуть вошел, я вмиг узнала,
Вся обомлела, запылала
И в мыслях молвила: вот он!
Не правда ль? я тебя слыхала:
Ты говорил со мной в тиши,
Когда я бедным помогала
Или молитвой услаждала
Тоску волнуемой души?
И в это самое мгновенье
Не ты ли, милое виденье,
В прозрачной темноте мелькнул,
Приникнул тихо к изголовью?
Не ты ль, с отрадой и любовью,
Слова надежды мне шепнул?
Кто ты, мой ангел ли хранитель,
Или коварный искуситель:
Мои сомненья разреши.
Быть может, это всё пустое,
Обман неопытной души!
И суждено совсем иное...
Но так и быть! Судьбу мою
Отныне я тебе вручаю,
Перед тобою слезы лью,
Твоей защиты умоляю...
Вообрази: я здесь одна,
Никто меня не понимает,
Рассудок мой изнемогает,
И молча гибнуть я должна.
Я жду тебя: единым взором
Надежды сердца оживи,
Иль сон тяжелый перерви,
Увы, заслуженным укором!
Кончаю! Страшно перечесть...
Стыдом и страхом замираю...
Но мне порукой ваша честь,
И смело ей себя вверяю...
(А.С. Пушкин. «Евгений Онегин»)
Для выполнения заданий 1.1.1–1.1.3 запишите сначала номер задания, а затем на каждый вопрос дайте развёрнутый связный ответ (примерный объём 3-5 предложений). Аргументируйте свою точку зрения, опираясь на приведённый фрагмент (допускается обращение к другим эпизодам произведения).
1.1.1 В начале и в конце письма Татьяна говорит о стыде. Чего стыдится героиня?
1.1.2 В своём послании Татьяна обращается к Онегину то на «вы», то на «ты». Как
в этом проявляется душевное состояние героини?
1.1.3 Как характеризует Татьяну её представление об Онегине?
Для выполнения задания 1.1.4 запишите сначала номер задания, а затем
дайте развёрнутый связный ответ (примерный объем 5-8 предложений).
Аргументируйте свою точку зрения, опираясь на приведённый фрагмент
(допускается обращение к другим эпизодам произведения).
1.1.4 Сопоставьте письмо Татьяны к Онегину с приведённым ниже фрагментом
письма Веры к Печорину из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего
времени». К каким выводам привело вас это сопоставление?
Я пишу к тебе в полной уверенности, что мы никогда более не
увидимся. Несколько лет тому назад, расставаясь с тобою, я думала то же
самое; но небу было угодно испытать меня вторично; я не вынесла этого
испытания, моё слабое сердце покорилось снова знакомому голосу... ты не
будешь презирать меня за это, не правда ли? Это письмо будет вместе
прощаньем и исповедью: я обязана сказать тебе всё, что накопилось на моём
сердце с тех пор, как оно тебя любит. Я не стану обвинять тебя – ты поступил
со мною, как поступил бы всякий другой мужчина: ты любил меня как
собственность, как источник радостей, тревог и печалей, сменявшихся
взаимно, без которых жизнь скучна и однообразна. Я это поняла сначала...
Но ты был несчастлив, и я пожертвовала собою, надеясь, что когда-нибудь
ты оценишь мою жертву, что когда-нибудь ты поймёшь мою глубокую
нежность, не зависящую ни от каких условий. Прошло с тех пор много
времени: я проникла во все тайны души твоей... и убедилась, что то была
надежда напрасная. Горько мне было! Но моя любовь срослась с душой
моей: она потемнела, но не угасла.
Мы расстаёмся навеки, однако ты можешь быть уверен, что я никогда
не буду любить другого: моя душа истощила на тебя все свои сокровища,
свои слёзы и надежды. Любившая раз тебя не может смотреть без некоторого
презрения на прочих мужчин, не потому, чтоб ты был лучше их, о нет! но
в твоей природе есть что-то особенное, тебе одному свойственное, что-то
гордое и таинственное; в твоём голосе, что бы ты ни говорил, есть власть
непобедимая; никто не умеет так постоянно хотеть быть любимым; ни в ком
зло не бывает так привлекательно; ничей взор не обещает столько
блаженства; никто не умеет лучше пользоваться своими преимуществами и
никто не может быть так истинно несчастлив, как ты, потому что никто
столько не старается уверить себя в противном.
(М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»)
Система оценивания экзаменационной работы по литературе.
Критерии проверки и оценивания выполнения заданий (1.1.1–1.1.3; 1.2.1–1.2.3), требующих написания развёрнутого ответа ограниченного объёма (3-5 предложений). Максимальный балл – 4
Если при проверке задания указанной группы эксперт по первому критерию ставит «0» баллов, задание считается невыполненным и по второму критерию не оценивается (в протокол проверки ответов выставляется «0» баллов).
1. Глубина и самостоятельность понимания проблемы, |
Баллы |
а) экзаменуемый понимает суть вопроса, объясняет позицию автора и |
3 |
б) экзаменуемый не подменяет рассуждения пересказом текста, понимает |
2 |
в) экзаменуемый упрощённо понимает проблему, предложенную
в вопросе, и объясняет её смысл поверхностно, не выходя на общую
проблематику произведения, не подтверждая свои мысли текстом; |
1 |
г) экзаменуемый не обнаруживает понимания проблемы, предложенной в |
|
2. Следование нормам речи |
|
а) допустимо не более двух речевых ошибок; |
1 |
б) допущено более двух речевых ошибок. |
Критерии проверки и оценивания выполнения заданий (1.1.4 и 1.2.4), требующих написания развёрнутого ответа ограниченного объема с выходом в литературный контекст (5-8 предложений) Максимальный балл – 6
Если при проверке задания указанной группы эксперт по первому критерию ставит «0» баллов, задание считается невыполненным и по другим критериям не оценивается (в протокол проверки ответов выставляется «0» баллов).
1. Глубина и самостоятельность понимания проблемы, |
Баллы |
а) экзаменуемый понимает проблему, предложенную в вопросе, |
3 |
б) экзаменуемый не подменяет рассуждения пересказом текста, |
2 |
в) экзаменуемый упрощённо понимает проблему, предложенную в |
1 |
г) экзаменуемый не обнаруживает понимания проблемы, |
|
2. Умение сопоставлять художественные произведения |
|
а) экзаменуемый умеет: находить важнейшие основания для |
2 |
б) экзаменуемый частично выявляет основания для сравнения |
1 |
в) экзаменуемый не выявляет основания для сравнения |
|
3. Следование нормам речи |
|
а) допустимо не более двух речевых ошибок; |
1 |
б) допущено более двух речевых ошибок. |
Зарегистрированные пользователи, предварительно войдя на сайт под своим именем, могут скачать с этой страницы полный вариант ГИА 2011 по ЛИТЕРАТУРЕ - кодификатор, спецификацию контрольных измерительных материалов, демонстрационный вариант ГИА 2011 по ЛИТЕРАТУРЕ (ссылки на файлы будут указаны ниже).