Единый государственный экзамен по русскому языку 2012 - Часть 1

Часть 1

При выполнении заданий этой части в бланке ответов №1 под номером выполняемого вами задания (A1–A30) поставьте знак «Х» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

А1 В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) донельзЯ
2) взЯла
3) граждАнство
4) нАверх

А2  В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?
1) В неясном, рассеянном свете ночи открылись перед нами
ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЕ и прекрасные перспективы Петербурга: Нева,
набережная, каналы, дворцы.
2) Железо, хром, марганец, медь и никель являются КРАСОЧНЫМИ
веществами, компонентами многих красок, созданных на основе этих
минералов.
3) ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ отношения между Россией и США были
установлены в 1807 году.
4) Самыми ГУМАННЫМИ профессиями на земле являются те, от которых
зависит духовная жизнь и здоровье человека.

А3 Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) лягте (на пол)
2) их работа
3) горячие супы
4) шестистами учениками

А4 Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Говоря о богатстве языка,
1) в аудитории началась дискуссия.
2) у меня возник интерес к этой проблеме.
3) требуются конкретные примеры.
4) мы имели в виду главным образом его словарный запас.

А5 Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) Благодаря повышения уровня сервиса в фирменных магазинах стало больше покупателей.
2) «Мойдодыр», написанный Корнеем Чуковским и опубликованный в 20-е годы ХХ века, стал одним из самых любимых детьми произведений.
3) М. Горький в одной из своих статей отмечает, что поэты до Пушкина совершенно не знали народа, не интересовались его судьбой, редко писали о нём.
4) Те, кто с детства стремится к мечте, часто реализуют свои жизненные планы.
 

А6 В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения
нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным
оборотом?
1) Французские слова и выражения, которые проникают в русский язык,
называют галлицизмами.
2) Окружающая среда, в которой существуют живые организмы, постоянно
меняется.
3) В целях содействия развитию литературы и литературного языка
в XVIII веке была создана Российская Академия, которая стала основным
научным центром изучения русского языка и словесности.
4) Во второй половине XVIII века французское влияние на речь русских
дворян, которое сыграло важную роль в процессе европеизации русского
литературного языка, становится преобладающим.

Прочитайте текст и выполните задания A7–A12.

(1)… (2)Деревянные парусные корабли, сблизившись, в упор палили друг в
друга чугунными ядрами из небольших заряжаемых с дула пушек.
(3)Поскольку энергии ядер редко хватало на то, чтобы вывести корабль из
строя, бой мог заканчиваться и абордажем. (4)При этом с атакующего
корабля, сцепившегося своим бортом с бортом противника, на вражескую
палубу высаживались матросы, которые в рукопашной схватке старались
завладеть неприятельским судном. (5)… промышленная революция XIX века
очень быстро внесла коррективы в эту область военного дела, и первым
важным нововведением стали паровые машины. (6)Их установка на военные
суда устраняла прежнюю зависимость от силы и направления ветра,
позволяла свободно маневрировать, выбирая положение, наиболее выгодное
для ведения огня и при этом обеспечивающее наименьшую уязвимость от
огня противника.

А7 Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
1) Ненадёжность первых паровых машин и их размеры вызывали у моряков
довольно скептическое отношение.
2) Ещё в первой трети XIX века морские сражения мало отличались от тех,
что происходили за сто лет до этого.
3) Наряду с артиллерией появились и другие виды морского оружия.
4) Впервые паровые машины приняли участие в боевых действиях во время
Крымской войны.  

А8 Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в пятом предложении?
1) Однако
2) Даже
3) Несмотря на это,
4) Следовательно,

А9 Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?
1) стали машины (предложение 5)
2) корабли в упор палили (предложение 2)
3) вывести из строя (предложение 3)
4) матросы старались завладеть (предложение 4)

А10   Укажите верную характеристику третьего предложения текста.
1) сложное бессоюзное
2) сложносочинённое
3) простое с однородными членами
4) сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями

А11  Укажите предложение, в котором есть страдательное причастие настоящего
времени.
1) 5
2) 2
3) 6
4) 4

А12  Укажите значение слова КОРРЕКТИВА (КОРРЕКТИВЫ) (предложение 5).
1) вежливость
2) соотношение
3) ошибка
4) поправка

А13  В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых
пишется НН?
Своеобразие художестве(1)ого мира ра(2)их повестей Н.В. Гоголя
связа(3)о с использованием фольклорных традиций: име(4)о в народных
сказаниях, полуязыческих легендах и преданиях писатель нашёл темы и
сюжеты для своих произведений.
1) 1, 2, 3
2) 2, 3, 4
3) 1, 3
4) 1, 2, 4

А14 В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная
корня?
1) прогр..ссивный, с..нкционировать, возр..ст
2) в..рховье, разв..твление, ш..птаться
3) отб..рает, орнам..нт, прогр..ммировать
4) осл..плённый, к..снулся, сув..ренитет  

А15 В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) по..кладка, о..бойный, на..строчный
2) пр..встать, пр..клеить, пр..школьный
3) на..граться, сверх..нвестиции, из..скать
4) бар..ерный, с..язвить, обез..яна  

А16 В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?
1) произнос..шь, преобразу..мый
2) относ..шься, распущ..нный
3) засмотр..шься, замет..вший
4) перекин..шь, сломл..нный
 

А17 В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Е?
А. никел..вый
Б. достра..вать
В. приветл..во
Г. оскуд..вать
1) А, Б, Г
2) А, Б, В
3) В, Г
4) А, Г

А18 В каком предложении НЕ (НИ) со словом пишется раздельно?
1) Наступила осень с (не)скончаемыми дождями, мокрыми дорогами, с
тоской по вечерам.
2) Дон в месте переправы далеко (не)широкий, всего около сорока метров.
3) (Ни)кто в пьесе не соглашается с Чацким в том, что прислуживаться
безнравственно.
4) Где-то здесь, в нескольких шагах, раздавались (не)забываемые трели
соловья, и тишина наполнилась дивными звуками.

А19 В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
1) (ЗА)ЧАСТУЮ мы даже не представляем, (НА)СКОЛЬКО человеку
важно понять, что является для него в жизни главным.
2) Ни громоотводы, ни вечный двигатель городу Калинову не нужны,
ПОТОМУ(ЧТО) всему этому (ПО)ПРОСТУ нет места в патриархальном
мире.
3) Можно (ПО)РАЗНОМУ объяснить сцену словесного поединка Базарова и
Павла Петровича, и (ПО)НАЧАЛУ может показаться, что прав нигилист.
4) ЧТО(БЫ) вернуть Радищева современному читателю, необходимо
попытаться беспристрастно оценить его философские взгляды, ТАК(ЖЕ)
как и литературное творчество.
 

А20 Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в
предложении.
М.В. Ломоносовым было намечено разграничение знаменательных и
служебных слов ( ) и в дальнейшем это разграничение поддерживалось
крупнейшими представителями русской науки.
1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая
не нужна.
2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна
запятая.
 

А21 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в
предложении должны стоять запятые?
Первая выставка передвижников (1) открывшаяся в 1871 году (2)
убедительно продемонстрировала существование в живописи (3)
складывавшегося на протяжении 60-х годов (4) нового направления.
1) 1, 2, 4
2) 1, 2
3) 3, 4
4) 1, 2, 3, 4

А22 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в
предложениях должны стоять запятые?
Поздней осенью или зимой на улицах городов появляются стайки то
мелодично щебечущих, то резко кричащих птиц. Вот (1) видимо (2) за
этот крик и получили птицы своё имя – свиристели, ведь глагол
«свиристеть» (3) как считают лингвисты (4) когда-то означал «резко
свистеть, кричать».
1) 1, 2, 3, 4
2) 1, 3
3) 1, 2
4) 3, 4  

А23 Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки
препинания не расставлены.)
1) Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал.
2) Многие литературоведы и историки вновь и вновь спорят по поводу
отношений Гёте с великим русским поэтом А.С. Пушкиным.
3) От домов во все стороны шли ряды деревьев или кустарников или цветов.
4) В синтаксическом строе двух поэтических текстов мы можем найти как
сходства так и различия.
 

А24 Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Большую роль в опере А.П. Бородина «Князь Игорь» играют народные
сцены: хоры горожан Путивля, провожающих Игоря с войском в поход,
хор бояр, возвещающий о пленении князя.
1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие
того, о чём говорится в первой части.
2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает
содержание того, о чём говорится в первой части.
4) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время
совершения того, о чём говорится во второй части.

А25 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в
предложении должны стоять запятые?
Идея единого европейского пространства (1) поклонником (2)
которой (3) был первый директор Царскосельского лицея
Малиновский (4) обрела множество сторонников.
1) 1, 4
2) 2, 3
3) 1, 3
4) 2, 4  

А26 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в
предложении должны стоять запятые?
После того как прозвучал третий звонок (1) занавес дрогнул и медленно
пополз вверх (2) и (3) как только публика увидела своего любимца (4)
стены театра буквально задрожали от рукоплесканий и восторженных
криков.
1) 1, 2, 3, 4
2) 1, 2
3) 3, 4
4) 2

А27  Прочитайте текст.

Грунтовые хранилища жидких радиоактивных продуктов и места
захоронения твёрдых отходов могут быть источниками загрязнения
грунтов, грунтовых и подземных (глубинных) вод. Поэтому для
предупреждения и предотвращения опасных радиоактивных загрязнений
проводится контроль за движением грунтовых вод от пунктов захоронения
до выхода грунтовых вод к поверхностному водоисточнику. Этот контроль
осуществляется с помощью специальных карт движения грунтовых вод и
возможной миграции загрязнений.

 В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
1) Контроль за распространением радиоактивных продуктов в грунтовом
потоке проводится в наблюдательных скважинах, глубина и
расположение которых зависят от назначения сооружений,
гидрогеологических условий и характеристик грунтов.
2) Во избежание опасных радиоактивных загрязнений с помощью
специальных карт осуществляется контроль за движением грунтовых вод
от пунктов захоронения радиоактивных отходов до выхода к
поверхностному водоисточнику.
3) Жидкие и твёрдые радиоактивные отходы являются источниками
загрязнения грунтов, грунтовых и подземных (глубинных) вод.
4) Направление движения и скорость грунтовых и подземных (глубинных)
вод требует жёсткого контроля, поэтому необходимо создавать
специальные гидрогеологические карты разных районов России.
 

Прочитайте текст и выполните задания A28–A30; B1–B8.

(1)Воспалённое состояние Поли, а главное, её сбивчивая,
двусмысленная речь – всё подсказывало худшие догадки, много страшнее,
чем даже плен Родиона или его смертельное ранение.
(2)– Да нет же, тут другое совсем, – содрогнулась Поля и,
отвернувшись к стенке, вынула из-под подушки смятый, зачитанный
треугольничек.
(3)Впоследствии Варя стыдилась своих начальных предположений.
(4)Хотя редкие транзитные эшелоны не задерживались в Москве, но вокзалы
находились поблизости, и Родиону был известен Полин адрес. (5)Конечно,
командование могло и не разрешить солдату отлучки из эшелона в
Благовещенский тупичок, тогда почему же хоть открытки не черкнул
своей-то, любимой-то, проездом в действующую армию?..
(6)Итак, это была его первая фронтовая весточка с более чем
двухнедельным запозданием. (7)Во всяком случае, сейчас выяснится, с
какими мыслями он отправлялся на войну. (8)Варя нетерпеливо развернула
листок, весь проткнутый карандашом, – видно, писалось на колене.
(9)Пришлось к лампе подойти, чтобы разобрать тусклые, полузаконченные
строки.
(10)Варя сразу наткнулась на главное место.
(11)«Пожалуй, единственная причина, дорогая моя, почему молчал всё
это время, – негде было пристроиться, – кратко, с неожиданной полнотой и
прямолинейно, как на исповеди, писал Родион. (12)– Мы всё отступаем пока,
день и ночь отступаем, занимаем более выгодные оборонительные рубежи,
как говорится в сводках. (13)Я очень болел к тому же, да и теперь не совсем
ещё оправился: хуже любой контузии моя болезнь. (14)Самое горькое – то,
что сам я вполне здоров, весь целый, нет пока на мне ни единой царапины.
(15)Сожги это письмо, тебе одной на всём свете могу я рассказать про это, –
Варя перевернула страничку.
(16)Происшествие случилось в одной русской деревне, которую наша
часть проходила в отступлении. (17)Я шёл последним в роте... а может, и во
всей армии последним. (18)Перед нами на дороге встала местная девочка лет
девяти, совсем ребёнок, видимо, на школьной скамье приученная любить
Красную Армию... (19)Конечно, она не очень разбиралась в стратегической
обстановке. (20)Она подбежала к нам с полевыми цветами, и, так случилось,
они достались мне. (21)У неё были такие пытливые, вопросительные глаза –
на солнце полуденное в тысячу раз легче глядеть, но я заставил себя взять
букетик, потому что я не трус, матерью моей клянусь тебе, Поленька, что я
не трус. (22)Зажмурился, а принял его у неё, покидаемой на милость врага...
(23)С тех пор держу тот засохший веничек постоянно при себе, на теле моём,
словно огонь за пазухой ношу, велю его в могилу положить на себя, если что
случится. (24)Я-то думал, семь раз кровью обольюсь, прежде чем мужчинойстану, а вот как оно происходит, всухую… и это купель зрелости! –
(25)Дальше две строчки попались вовсе неразборчивые. – (26)И не знаю,
Поленька, хватит ли всей моей жизни тот подарок оплатить...»
(27)– Да, он очень вырос, твой Родион, ты права... – складывая письмо,
сказала Варя, потому что при подобном строе мыслей вряд ли этот солдат
оказался бы способен на какой-либо предосудительный поступок.
(28)Обнявшись, подружки слушали шелест дождя и редкие,
затухающие гудки автомашин. (29)Темой беседы служили события
истекшего дня: открывшаяся на центральной площади выставка трофейных
самолётов, незасыпанная воронка на улице Весёлых, как они уже привыкли
её называть в обиходе между собой, Гастелло, чей самозабвенный подвиг
прогремел в те дни на всю страну.

(По Л. Леонову*)
*Леонид Максимович Леонов (1899–1994) – русский писатель,
общественный деятель.

А28 О чём говорит высказывание героя: «Я-то думал, семь раз кровью
обольюсь, прежде чем мужчиной стану, а вот как оно происходит,
всухую… и это купель зрелости!»?
1) Отступление наших войск проходит без боёв, без крови.
2) Автор письма не способен совершить какой-либо предосудительный
поступок.
3) Чтобы стать настоящим мужчиной, не всегда надо доказывать
физическую силу, порой важнее испытание силы духа.
4) Автор письма не трус и не боится предстоящих сражений.

А29 Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?
1) В предложениях 17, 18, 20, 22 перечислены последовательные действия
персонажей.
2) В предложениях 3–5 представлено рассуждение.
3) Предложения 8–9 включают описание.
4) Предложения 24–26 содержат повествование.

А30 Какое слово использовано в тексте в переносном значении?
1) развернула (предложение 8)
2) сожги (предложение 15)
3) зажмурился (предложение 22)
4) прогремел (предложение 29)

Система оценивания экзаменационной работы по русскому языку

ЧАСТЬ 1

За правильный ответ на каждое задание части 1 ставится 1 балл.
  Если указаны два и более ответов (в том числе правильный), неверный ответ или ответ отсутствует, ставится 0 баллов.

 

№ задания

Ответ

№ задания

Ответ

№ задания

Ответ

А1

3

А11

2

А21

2

А2

2

А12

4

А22

1

А3

4

А13

4

А23

4

А4

4

А14

2

А24

2

А5

1

А15

2

А25

1

А6

2

А16

3

А26

1

А7

2

А17

4

А27

2

А8

1

А18

2

А28

3

А9

3

А19

1

А29

4

А10

2

А20

3

А30

4

Зарегистрированные пользователи, предварительно войдя на сайт под своим именем, могут скачать с этой страницы полный вариант ЕГЭ 2012 по РУССКОМУ ЯЗЫКУ - кодификатор, спецификацию контрольных измерительных материалов, демонстрационный вариант ЕГЭ 2012 по РУССКОМУ ЯЗЫКУ (ссылки на файлы будут указаны ниже).