Олимпиада: напрасная трата времени или ступень к успеху?

(рассуждения олимпиадницы со стажем)

— Чудачка, чего ты сидишь над этими учебниками! Неужели тебе не надоело? Теперь же каникулы. Пошли лучше на дискотеку! 17 лет бывает один раз в жизни.

— Зачем тебе эти олимпиады? Какая от них польза? Столько времени теряешь, считай, впустую! Чтобы хорошо сдать экзамены и получить высокий балл за тестирование, надо решать тесты, заниматься с репетитором.

— Вообще, олимпиады — это пережиток, прошлый век. Дипломы? Что с них? К аттестату их не приклеишь. При поступлении они ничего не стоят. Пустая бумажка. На компьютере теперь можно не такое нарисовать.

— А я считаю, надо жить ради своего удовлетворения, брать от жизни по максимуму, пока молод. Образование же можно получить платно. Родители пускай раскошелятся. На то они и родители.

Не однажды приходилось слышать такие или похожие высказывания от одноклассников, знакомых выпускников.

Я олимпиадница «со стажем». С третьего класса участвую в районных олимпиадах по русскому и белорусскому языках. Имею 12 грамот и дипломов разных степеней. Последние два года принимаю участие в областной олимпиаде по белорусскому языку. Все время считала, что участвовать в олимпиадах интересно и полезно, побеждать — почетно. В этом меня уверяли учителя, которых я очень уважаю, мать. А вот теперь в душу запало зерно сомнения: может, потратила время зря? Предложу свои «за» в защиту олимпиады.

1. Льготы победителям олимпиад закреплены белорусским законодательством.

Надо сказать, что эти привилегии очень существенные. Так, победители международных и республиканских олимпиад по предмету, который определен как профильный, принимаются в ВУЗ без вступительных экзаменов. Победителям областного этапа засчитывается при поступлении по соответствующему предмету высший балл. Владельцам дипломов ΙΙ и ΙΙΙ степеней выставляется в документ об образовании 10 баллов без сдачи экзаменов. Так, я не сдавала в 9-м классе экзамен по белорусскому языку. И теперь, можно сказать, уже имею «десятку» в аттестате. Обидно только, что некоторые знакомые считают ее «халявной».

2. Быть победителем олимпиад почетно.

Не могу согласиться с теми, кто считает диплом победителя олимпиады пустой бумажкой. Иметь такую «бумажку» почетно. Например, у нас на Браславщине ежегодно ученики, которые успешно выступали за район на областных, республиканских соревнованиях, олимпиадах, в творческих конкурсах, чествуются на торжественном собрании, награждаются ценными подарками. А двенадцати лучшим назначается стипендия председателя райисполкома. По итогам 2008 года я стала одной из таких стипендиатов в номинации «Учебная, исследовательская и интеллектуальная деятельность».

3. Победа на олимпиаде — победа на пользу родной школе.

На мой взгляд, тот, кто имеет хорошие знания и может посоревноваться за честь родной школы, но не считает это нужным, поступает эгоистично. Нельзя все время думать только о себе, каждый свой шаг и поступок оценивать с позиции: а что я буду с этого иметь? Считаю более правильным обратный принцип: «Если я могу сделать что-либо лучше других, я должен это сделать, даже без очевидной пользы для себя».

4. Лишних знаний не бывает.

Сравнение подготовки к тестированию и подготовки к олимпиаде в пользу последней. Работая над тестами, мы просто «дрессируем», вымуштровываем себя в пределах школьной программы. Чтобы выделиться на олимпиаде, помимо специальных знаний, надо иметь широкую эрудицию, нестандартное мышление, богатый язык. А этого дрессировкой не добиться. Готовясь к олимпиаде, я узнала много полезного не только по белорусскому языку, но и по культуре, литературе, истории, этнографии, краеведению.

5. Олимпиадник легче адаптируется к учебе в ВУЗе.

Общеобразовательная школа, к сожалению, не всегда учит учиться. То, что современный ученик может пользоваться интернетом, еще ничего не значит. «Копируя» нужную информацию, он все равно остается пассивным потребителем чужих знаний. У олимпиадника же формируется более высокий тип мышления. Сравнивать, доказывать, обобщать, систематизировать, делать выводы — это результаты самостоятельной работы, которые необходимы будущему студенту.

6. Расширяем кругозор, развиваем мышление — развиваем язык.

Это особенно касается олимпиад по языкам. В былые времена в большинстве учебных заведений изучался очень важный предмет — риторика. Теперь же в обычной школе есть возможность (и то не всегда) учиться мастерству красноречия только факультативно. Подготовка к олимпиаде, в частности к устному высказыванию, позволяет делать это систематически, в индивидуальном порядке, получая при этом необходимую помощь учителя.

7. Олимпиада закаляет психологически.

Помню, как волновалась, никак не могла собраться с мыслями, а потом, словно запрограммированный робот, читала, боясь оторваться от бумажки, свое первое устное высказывание на районной олимпиаде. А потом как-то незаметно пришло умение сконцентрироваться, привести мысли в порядок, контролировать не только то, что говоришь, но и как говоришь, чтобы продемонстрировать перед компетентным жюри свои ценности.

8. Олимпиадник — это состояние души.

Понять, какая буря эмоций переполняет душу олимпиадника, когда он заслужил диплом и получил путевку на следующий этап, или проникнуться чувствами огорчения и обиды, если «не дотянул» несколько десятых балла до заветного числа, может только олимпиадник. В те несколько дней, когда мы соревновались между собой на областной олимпиаде, как ни странно, ощущалась какое-то единство, единомыслие. Сколько интересных людей, одержимых любовью к родному языку, посчастливилось мне встретить! И хотя многие из них живут в других районах нашей области, я и теперь поддерживаю с ними связь.

9. Новые места — новые впечатления.

Я родилась и живу в небольшой деревеньке, где даже нет средней школы. От нас далеко до столицы, до культурных центров. Безусловно, Браславщина славится своей неповторимой, уникальной природой, богатой историей. Но всегда хотелось побывать в других местах, своими глазами увидеть памятники истории и культуры. И вот, став участницей областных олимпиад, я получила возможность побывать в Полоцке, Орше, где нашему вниманию были предложены чрезвычайно насыщенные и интересные культурные программы.

10. Мной можно гордиться.

Наконец, моральное удовлетворение и гордость от осознания того, что ты в свои 17 лет чего-то стоишь. Диплом олимпиадника — это награда за твою работу, за время, пожертвованное учебникам, это награда учителю, плод его работы, это благодарность родным, которые переживали за тебя, поддерживали добрым словом.

Вы знаете, пока я писала эту статью, анализировала все «за» и «против» олимпиад, произошло удивительное: мои сомнения развеялись. Теперь я на все сто процентов уверена: олимпиады — это чудесно и полезно. Попробуйте доказать обратное!

Марина КИРЧЕНКО, ученица 11-го класса Ахремовской СШ Браславского района Витебской области.