Математические олимпиады школьников

 Математические олимпиады школьников

 

проблемы и перспективы развития

Ежегодно проводятся школьные, муниципальные и региональные этапы Всероссийской олимпиады школьников, что способствует выявлению одаренных учащихся, имеющих интерес и склонности к тем или иным предметным дисциплинам.

Изначально проведение предметных олимпиад имело целью развить интерес учащихся к школьным дисциплинам. В настоящее время, роль предметных олимпиад возросла в связи с введением ЕГЭ и новыми правилами поступления в вузы. Успешно выступившие на олимпиадах школьники имеют преимущества при поступлении в престижные вузы страны и своего региона – а это в свою очередь повышает статус всего олимпиадного движения.

Олимпиадные испытания охватывают широкий круг учебных предметов, в том числе и предмет математику. За годы существования математические олимпиады стали самыми массовыми творческими соревнованиями школьников. Они проводятся практически во всех странах мира, а в Международной математической олимпиаде школьников, которая берет свое начало в середине прошлого столетия, ежегодно принимают участие более 90 стран, и эта цифра постоянно растет.

В математических олимпиадах основой успеха является не сумма конкретных знаний учащегося, а его способность логически мыслить, умение создать за короткий срок достаточно сложную и, главное, новую для него логическую конструкцию. Только в математических олимпиадах задание может начинаться со слов: «Докажите, что…». Решая задачу выявления творческих способностей учащегося, т. е. умения «нестандартно мыслить», олимпиадная математика в значительной степени отошла от стандартнойшкольной») математики.

Хотя промежуточное звено между «школьной» и «олимпиадной» математикой – так называемые задачи повышенной трудности и занимательные задачи – всегда включались в школьные учебники по математике. Они помогают учителю в работе со способными учениками, в поддержке у них интереса к предмету.

Олимпиадная задача по математике – это задача повышенной трудности, нестандартная как по формулировке, так и по методам решения. Геометрические задачи вызывают наибольшие трудности у учеников. При этом можно утверждать, что как раз геометрия лучше всего развивает нестандартное мышление и помогает выделить математически одаренных школьников.

Для успешного участия в олимпиадах необходимо выполнение следующих условий:
  • систематическое проведение внеклассной работы по предмету;
  • обеспечение регулярности проведения всех этапов олимпиад;
  • серьезная, содержательная и интересная подготовительная работа перед проведением каждого этапа олимпиад;
  • хорошая организация проведения олимпиад;
  • интересное предметное содержание соревнований.

Проведение олимпиад и всей внеклассной работы по предмету является прекрасным средством повышения деловой квалификации учителей.

Чтобы подготовить учащихся к участию в олимпиадах и проводить олимпиады, учителю необходимо вести кружки, факультативы; проводить большую подготовительную работу; подбирать и выполнять различные задачи и задания олимпиадного типа, детально знакомиться с различными вопросами математики, с новинками математической литературы. Подбор материала для кружковых занятий и для олимпиад, подготовка к проведению этих мероприятий являются одной из форм активной работы учителя по повышению своей научно-методической квалификации. Руководитель кружка тщательно продумывает методику работы над каждой задачей, предлагаемой им ученикам. На занятиях кружка приходится несколько расширять изучаемый в классе материал курса математики, который иногда выходит за рамки школьной программы. Все это приводит учителя к необходимости основательного знакомства с материалами прошедших олимпиад, с методикой его изложения и оценивания.

Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников по математике, можно получить на сетевом ресурсе Центральнго оргкомитета Всероссийской олимпиады школьников, на сайте Всероссийская олимпиада школьников (http://www.rusolimp.ru).