Концептуальные основы программы летнего оздоровительного лагеря.

Концептуальные основы программы.

Авторы-составители – творческий коллектив педагогов:
Г.И. Юдина, С.Г. Сильянова, А.Г. Жирякова, С.С. Егорова, О.Ю. Кривошеева,
Н.А. Тарасова, О.Л. Чуприна, Т.М. Козлова, Н.Д. Семенова.
Рецензенты: Е.Ю. Рогачева, И.И. Пенькова, Л.С. Паршина.

МОУ СОШ №24. ГИМЦ г. Владимир.
 

Проблема воспитания здорового поколения приобретает все большую актуальность в нашем обществе. Многие причины вызывают ухудшение состояния здоровья - загрязненная экология, наследственность, пренебрежение правилами здорового образа жизни.

Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский справедливо указывал: "Забота о здоровье - это важный труд воспитателя. От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы".
Истина гласит, что только здоровый человек с хорошим самочувствием, психологически устойчивый, высоко нравственный способен активно жить, успешно преодолевая различные трудности и достигая успехов в любой деятельности.
Термин "здоровье" невозможно сформулировать однозначно. В настоя­щее время насчитывается более 60 определений этого понятия. Но ни одно из них не может раскрыть его в полном объеме. Это связано с тем, что человек неоднозначен не только внешне, но и внутренне. Неоднозначны его поведение, восприятие, взгляды, мысли, поступки, реакции на то или иное воздействие.
 

В далекие времена здоровье определяли как отсутствие болезней. Однако, в современном мире совершенно недостаточно не иметь заболеваний, надо быть еще и благополучным душев­но, социально и т.д. Больше внимания стало уделяться мировоззрению человека, его отношению к самому себе, к окружающей действительности и месту человека в ней.
Таким образом, здоровье человека - это не только отсутствие болезней и благополучие, но и, в неменьшей степени, наличие гигиенического мировоз­зрения и гигиенической культуры. Можно без преувеличения сказать, что культура человека начинается, прежде всего, с поддержания чистоты своего тела и жилища. Мировоззрение человека складывается на базе тех знаний, навыков и умений, которые он получает еще в детстве. Именно мировоззрение изначально определяет поведение человека, его медицинскую и гигиени­ческую активность, направленную на сохранение и укрепление здоровья на различных этапах его роста и развития. Именно мировоззрение определяет потребность в хорошем здоровье. Забота о здоровье и его укреплении является естественной потребностью культурного человека, неотъемлемым элементом его личности.
Здоровое развитие детей - национальный приоритет России. Р. Роллан в свое время сказал, что здоровье также заразительно, как и болезнь. "Заразить" здоровьем всех наших детей, учителей и родителей, создать моду на здоровье - неотложная цель гражданского общества России.
Учитывая все вышесказанное, педагогический коллектив летнего оздоровительного лагеря ставит перед собой определенную цель и комплекс задач.

 

Цель: способствовать формированию у учащихся культуры здоровья через организацию досуговой, умственной, физической, трудовой и творческой деятельности. 

Задачи

  • Формировать представления о том, что такое здоровье, здоровый образ жизни, признаки здорового человека;
  • повышать у детей значимость жизненно важной ценности - здоровья;
  • формировать и развивать у воспитанников ответственную личную позицию за свое здоровье, учитывая формы общения в разновозрастных группах; опыт самопознания через знакомство с различными способами сохранения своего здоровья;
  • стимулировать детей к овладению индивидуальными способами ведения здорового образа жизни.

Основное содержание программы

Блоки программы

Содержание

1

"Если хочешь быть здоров..."

Цикл бесед-«пятиминуток» о пользе закаливания, гимнастики и т.д., проводимых на утренних  профилактических линейках; зарядка, занятия в бассейне, спортивные игры, соревнования.

2

"Богатство душевного мира"

Занятия с элементами тренинга под руководством педагога - психолога по снятию эмоционального напряжения, познанию себя, управлению своими эмоциями; комната психологической разгрузки; посещение театров.

3

"Беде не бывать, если знать!"

Беседы с воспитанниками лагеря о правилах безопасности поведения на дорогах, в транспорте, при пожаре, на водоемах; посещение Автогородка, занятия под руководством  социального педагога по профилактике вредных привычек.

4

"Труд здоровье людям дарит "

Деятельность трудового, педагогического, краеведческого и экологического отрядов.

5

"Здоровые таланты"

Работа кружков, мастерских по интересам с целью развития творческих способностей. Участие в городских конкурсных мероприятиях.

6

«Таблетки» для кругозора

Посещение музеев, выставок, библиотек, театров, кинотеатров; экскурсии, походы с целью расши-рения кругозора.

7

"В гостях у Ильи Муромца"

Занятия с элементами тренинга под руководством педагога - психолога (рефлексия проведенных мероприятий, подведение итогов дня, анализ полученных знаний)