Некоторые аспекты подготовки учащихся к ЕГЭ по химии

Данные об авторе
Автор(ы): 
Курысева Надежда Геннадьевна
Место работы, должность: 
учитель химии высшей категории, МОУ СОШ №36 г. Владимир
Регион: 
Владимирская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
среднее (полное) общее образование
среднее профессиональное образование
Класс(ы): 
9 класс
10 класс
11 класс
Предмет(ы): 
Химия
Целевая аудитория: 
Методист
Учащийся (студент)
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
дидактический материал
Краткое описание ресурса: 
Перед учителями химии в настоящее время стоит весьма сложная задача – подготовить учащихся к Единому государственному экзамену по химии. Считаем, что при наличии двух или одного часа в неделю в X-XI классах на преподавание химии, осуществить качественную подготовку к ЕГЭ практически невозможно.
Н.Г. Курысева

Перед учителями химии в настоящее время стоит весьма сложная задача – подготовить учащихся к Единому государственному экзамену по химии. В целом, подготовка к ЕГЭ не имеет принципиальных отличий от подготовки к выпускному экзамену по химии, проводимому в традиционной форме. Поэтому успешная сдача его, как и устного экзамена, во многом будет зависеть от организации работы по повторению материала, его систематизации и обобщению изученного.

Считаем, что при наличии двух или одного часа в неделю в X - XI классах на преподавание химии, осуществить качественную подготовку к ЕГЭ практически невозможно. Необходимо выделять дополнительные (факультативные) часы для этого, либо учащийся будет вынужден прибегнуть к услугам репетитора.

Поделимся своим опытом подготовки учащихся к ЕГЭ по химии.
Работая в профильном естественнонаучном классе, где в 2008 году 83% учащихся изъявили желание участвовать в ЕГЭ по химии, подготовку вели как на уроках (3 часа в неделю), так и на факультативных занятиях (1 час в неделю).

Обязательно знакомим учащихся со структурой контрольно-измерительных материалов (КИМов), кодификатором,позволяющими узнать, какие элементы знаний проверяются в каждом задании, рекомендуем литературу для самостоятельной подготовки.

Общее число заданий в работе ЕГЭ по химии – 45.
Задания с выбором ответа в части А: А1 - А30 оцениваются 1 баллом каждое,
т. е. максимум 30 баллов, что составляет 45,4 %.
Задания с кратким ответом в части В: В1 - В8 по 2 балла, В9 - В10 по 1 баллу.
Итого 18 баллов или 27,3%.
Задания с развернутым ответом в части С оцениваются разным количеством баллов:
  • С1 – 3 балла,
  • С2 – 4 балла,
  • С3 – 5 баллов,
  • С4 – 4 балла,
  • С5 – 2 балла,
Итого 19 баллов или 27,3 %. Максимальное количество баллов - 66.

Задания части А (43 из 56) проверяют усвоение большинства элементов содержания важнейших разделов школьного курса.

Задания части В – построены на том же материале, но формулировка ответа отсутствует. Это установление соответствия, решение задачи, где ответ записывается в виде последовательности цифр.

Часть С включает самые сложные задания, которые проверяют сразу несколько элементов содержания.
С1 – проверяются умения в составлении окислительно-восстанови­тельных реакций, написании электронного баланса, определении окислителя и восстановителя.
С2–требуется написать уравнения 4 возможных реакций между предложенными веществами. Задания этой группы получили название «мысленного эксперимента». На наш взгляд, они являются самыми сложными.
С3– проверяются знания о химических свойствах и способах получения органических веществ, генетической связи между отдельными классами, механизмах реакций и взаимном влиянии атомов в молекулах. Это генетическая цепочка, включающая в себя5 превращений.
С4– расчетная задача: вычисление массы растворенного вещества, содержащегося в определенной массе раствора с известной массовой долей вещества, или массовой доли продукта реакции в образовавшемся после реакции растворе; расчеты по уравнению реакции (вычисление массы, объема, количества вещества) при условии, что одно из исходных веществ а) дано в избытке, б) содержит примеси.
С5–расчетная задача, но на нахождение молекулярной формулы (чаще всего, органического) вещества.

УМК по общей химии автора О. С. Габриеляна позволяет повторить материал, систематизировать его, обобщить знания по основным темам курса. Однако некоторые темы в курсе пропущены.

  • Основные классы неорганических соединений.
  • Растворы.
  • Свойства элементов и их соединений по группам (неорганическая химия).
  • Окислительно-восстановительные реакции.
  • Основы химического производства.
Все эти вопросы мы включаем в тематическое планирование.