ЕГЭ по литературе (2009 г.). Часть 2

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2009 по литературе для 11 класса. Часть 2

Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания B8 – B12; C3 – С4.

 
ПИСЬМО МАТЕРИ
Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.
Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто ходишь на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.
И тебе в вечернем синем мраке
Часто видится одно и то ж:
Будто кто-то мне в кабацкой драке
Саданул под сердце финский нож.
Ничего, родная! Успокойся.
Это только тягостная бредь.
Не такой уж горький я пропойца,
Чтоб, тебя не видя, умереть.
Я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.
Я вернусь, когда раскинет ветви
По-весеннему наш белый сад.
Только ты меня уж на рассвете
Не буди, как восемь лет назад.
Не буди того, что отмечталось,
Не волнуй того, что не сбылось, –
Слишком раннюю утрату и усталость
Испытать мне в жизни привелось.
И молиться не учи меня. Не надо!
К старому возврата больше нет.
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.
Так забудь же про свою тревогу,
Не грусти так шибко обо мне.
Не ходи так часто на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.
(С.А. Есенин, 1924)
 
При выполнении заданий В8–В12 запишите ваш ответ в бланк ответов 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов. Каждую букву пишите в отдельной клеточке разборчиво. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек.
 
B8. Искренний, доверительный тон обращения лирического героя к матери подчеркивается использованием слов, выходящих за пределы литературной нормы («саданул», «шибко», «воротился»). Как называются такие слова?
Ответ:___________________.

B9. 
Назовите средство художественной выразительности, которое предполагает нарушение прямого порядка слов в предложении. («Слишком раннюю утрату и усталость// Испытать мне в жизни привелось»).
Ответ:___________________.
 
B10. Какое художественное средство, являющее собой повтор начальных частей строк, использовано для усиления эмоциональной выразительности стихотворения:
Не буди, как восемь лет назад.
Не буди того, что отмечталось…
Не грусти так шибко обо мне.
Не ходи так часто на дорогу… ?
Ответ: ___________________ .

B11. Какой вид тропа, основанный на переносе свойств одного явления на другое по их сходству, использует автор в строке стихотворения: «Ты одна мне несказанный свет»?
Ответ: ___________________ .

B12. Каким размером написано стихотворение С.А. Есенина "Письмо матери"?
Ответ: ___________________ .

Для выполнения заданий С3–С4 используйте бланк ответов 2. Запишите сначала номер задания, а затем дайте связный ответ на вопрос в объеме 5–10 предложений.

C3. В каких образах стихотворения «Письмо матери» воплощено представление лирического героя о родине?

C4. Какие стихотворения русских поэтов обращены к близкому человеку и какие мотивы сближают их со стихотворением «Письмо матери»? (Приведите 2-3 примера стихотворений с указанием их автора (авторов) и обоснуйте свой выбор.)