ЕГЭ по литературе (2009 г.). Спецификация

Спецификация экзаменационной работы по литературе единого государственного экзамена 2009 г.

1. Назначение экзаменационной работы – оценить общеобразовательную подготовку по литературе выпускников XI (XII) классов общеобразовательных учреждений с целью их государственной (итоговой) аттестации и конкурсного отбора в учреждения среднего и высшего профессионального образования.

2. Документы, определяющие содержание экзаменационной работы

Содержание экзаменационной работы определяется на основе следующих документов:
 
  1. Обязательный минимум содержания основного общего образования по литературе (Приказ Минобразования России 1236 от 19.05.1998).
  2. Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования по литературе (Приказ Минобразования России 56 от 30.06.1999).
  3. Примерная программа по литературе для основной общеобразовательной школы (Допущено Департаментом общего среднего образования Минобразования России, в сб.: «Оценка качества подготовки выпускников основной общеобразовательной школы по литературе». – М., «Дрофа», 2001).
  4. Примерная программа по литературе для средней общеобразовательной школы (Допущено Департаментом общего среднего образования Минобразования России, в сб.: «Оценка качества подготовки выпускников средней общеобразовательной школы по литературе». – М., «Дрофа», 2001).
  5. Требования к уровню подготовки выпускников основной школы по литературе (Допущено Департаментом общего среднего образования Минобразования России, в сб. «Оценка качества подготовки выпускников основной школы по литературе». – М., «Дрофа», 2000).
  6. Требования к уровню подготовки выпускников средней (полной) школы по литературе (Допущено Департаментом общего среднего образования Минобразования России, в сб.: «Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по литературе». – М., «Дрофа», 2001).
  7. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования (утверждён приказом Минобразования России 1089 от 05.03.2004).
  8. Примерные программы по литературе основного и среднего (полного) общего образования (сайт Минобрнауки России http://www.mon.gov.ru).

3. Структура экзаменационной работы

Экзаменационная работа по литературе базируется на системе поэтапной проверки умений выпускников воспринимать и анализировать художественные произведения в их жанрово-родовой специфике с опорой на знания историко-литературного и теоретико-литературного характера. Подготовка к экзамену по литературе предполагает повторение учащимися всего материала курса, содержание которого определено обязательным минимумом по предмету.

В демонстрационной версии 2009 года выделены три части, каждая из которых имеет различную ценность для определения уровня подготовки выпускников по литературе.

В первой и второй частях предлагается выполнение заданий, включающих вопросы к анализу произведений, названных в обязательном минимуме содержания литературного образования. Проверяется умение выпускников определять основные элементы содержания и художественной структуры изученных произведений (тематика и проблематика, герои и события, художественные приемы, различные виды тропов и т.п.), а также рассматривать конкретные литературные произведения во взаимосвязи с другим материалом курса.

Общая структура первых 2-х частей работы подчинена задаче широкого содержательного охвата литературного материала. Художественные тексты, предлагаемые для анализа, позволяют не только проверить знание учащимися конкретных произведений, но и способность анализировать текст с учётом его жанровой принадлежности. Последнее задание каждой из первых 2-х частей работы предполагает выход в широкий литературный контекст: проблематика анализируемого произведения (фрагмента) включается в литературные связи курса. Таким образом, опора на внутрипредметные связи изученного курса позволяет обеспечить дополнительный охват содержания проверяемого литературного материала.

Последняя (3-я) часть работы требует от учащихся полноформатного развёрнутого высказывания на литературную тему проблемного характера (таким образом, к отработанному в 1 – 2 частях литературному материалу добавляется ещё один содержательный компонент проверяемого курса).

Часть 1, предполагающая анализ фрагмента эпического (или драматического) произведения, состоит из 7 заданий с кратким ответом (В) и 2 заданий с развёрнутым ответом ограниченного объема (С1, С2). При выполнении задания с кратким ответом от экзаменуемого требуется написание слова или сочетания слов. Задания с развёрнутым ответом ограниченного объема (C1, С2) требуют написания связного текста в объеме 5–10 предложений.

Часть 2 предполагает анализ лирического произведения и включает в себя 5 заданий с кратким ответом (В) и 2 задания с развёрнутым ответом ограниченного объема (С3, С4). Общие требования к выполнению этих заданий те же, что и для части 1-й.
 
Следование предложенному алгоритму работы позволяет учащимся выявить место и роль эпизода (сцены) в общей структуре произведения (анализ фрагмента), раскрыть сюжетно-композиционные, образно-тематические и стилистические особенности анализируемого текста, обобщить свои наблюдения с выходом в литературный контекст.

В 3 части работы проверяется умение построить связное содержательное речевое высказывание на заданную литературную тему, сформулированную в виде вопроса проблемного характера. Выпускнику предлагаются 3 вопроса (C5.1–С5.3), охватывающие важнейшие вехи отечественного историко-литературного процесса: 1 – по произведениям древнерусской литературы, классики XVIII и первой половины XIX века, 2 – по произведениям второй половины XIX века, 3 – по произведениям XX века. Выпускник выбирает только один из вопросов и даёт на него ответ, обосновывая свои суждения обращением к произведению (по памяти). Вопросы проблемного характера указывают на познавательное противоречие, которое выпускник должен осмыслить, предложив свою версию его разрешения в форме литературно-критического очерка. Работа такого типа стимулирует самостоятельную мысль учащихся, даёт им возможность выразить своё отношение к поднимаемым авторами произведений проблемам.

Практика педагогических исследований показала, что выполнение работ такого типа требует бóльшей меры познавательной самостоятельности и в наибольшей степени отвечает специфике литературы как вида искусства и учебной дисциплины, ставящей своими целями формирование квалифицированного читателя с развитым эстетическим вкусом и потребностью к духовно-нравственному и культурному развитию.

Ниже приводится таблица, представляющая в схематической форме распределение заданий экзаменационной работы по частям.
 
Таблица 1. Распределение заданий экзаменационной работы по частям

Части работы Тип заданий  Число заданий Максимальный
первичный
балл
Процент максимального первичного балла за задания данной части от максим. первичного балла за всю работу (=39)
 Часть 1 С кратким ответом  7  7   33% 
С ограниченно развёрнутым ответом  2  6 
 Часть 2 С кратким ответом  5  5  28%
С ограниченно развёрнутым ответом  2  6
 Часть 3 С развёрнутым ответом  1  15  39%
  Итого  17  39  100%

 
 4. Распределение заданий по проверяемым элементам содержания

Объём содержания курса литературы для экзаменационной работы представлен в виде 8 разделов (см. Кодификатор элементов содержания по литературе для составления контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена). На основании раздела «Сведения по теории и истории литературы» в КИМ включаются те или иные термины и понятия. Остальные 7 разделов распределяют произведения художественной литературы в соответствии с различными литературными эпохами:
  • Из древнерусской литературы;
  • Из литературы XVIII века;
  • Из литературы первой половины XIX века;
  • Из литературы второй половины XIX века;
  • Из литературы конца XIX – начала XX века;
  • Из литературы первой половины XX века;
  • Из литературы второй половины ХХ века.

В каждом варианте экзаменационной работы обязательно присутствуют задания, соответствующие трём содержательным блокам:
  1. Древнерусская литература, литература XVIII века и первой половины XIX века.
  2. Литература второй половины XIX века – начала XX века.
  3. Литература XX века.

Количество заданий, проверяющих знание отдельных разделов содержания курса литературы, определяется с учётом значимости литературного материала и количества времени, отводимого на их изучение в школе.

Ниже приводится таблица 2, представляющая в схематической форме примерные пропорции распределения заданий, охватывающие материал 7 разделов курса.
 
Таблица 2

N
раздел примерная доля
1 Из древнерусской литературы 0–10%
2 Из литературы XVIII века 0–10%
3 Из литературы первой половины XIX века 15–35%
4 Из литературы второй половины XIX века 20–35%
5 Из литературы конца XIX – начала XX века 0–20%
6 Из литературы первой половины XX века 20–35%
7 Из литературы второй половины ХХ века 0–15%

 
Задания первой и второй частей работы, как уже говорилось, предполагают проверку умений анализировать текст художественных произведений, относящихся к различным родам литературы (фрагмент эпического (драматического) произведения, текст лирического произведения).
Отбор литературного материала осуществляется с учётом специфики проверки умений учащихся анализировать художественный текст в единстве содержания и формы. Группировка текстов для анализа подчинена принципу хронологического охвата предметного курса: древнерусская литература – литература XVIII века – литература 1-й и 2-й половины XIX века – литература ХХ века (представленные в первых двух частях работы художественные тексты в зависимости от комплектации конкретного варианта экзаменационной работы в той или иной комбинации отражают различные литературные эпохи).
Для выполнения задания третьей части (письменный ответ на вопрос проблемного характера о литературном произведении) учащимся предоставляется право выбора такого вопроса по произведению одной из трёх литературных эпох (1 пол. ХIХ в., 2 пол. ХIХ в., ХХ в.).
В целом содержание и структура экзаменационной работы дают возможность проверить знание учащимися содержательной стороны курса (истории и теории литературы), а также необходимый комплекс умений по предмету:
  • воспринимать и анализировать художественный текст в его жанрово-родовой специфике;
  • выделять смысловые части художественного текста;
  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику произведения, давать характеристику героев;
  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств в произведении;
  • сопоставлять литературные факты и явления;
  • выделять авторскую позицию в произведении;
  • выражать своё отношение к прочитанному в форме письменного высказывания на литературную тему.
Перечисленные умения можно объединить в группы, представленные в таблице 3.

Таблица 3, Перечень проверяемых умений

 Код
проверяемых
умений
 Проверяемые умения 
 1-0  Умение анализировать фрагменты эпических или драматических произведений
 1-1  Определение содержательных элементов текста, связанных с местом данного фрагмента в структуре произведения, его принадлежностью к конкретной части (главе); хронологией эпизода, его соотнесенностью с системой образов произведения.
 1-2  Определение видов и функций авторских изобразительно-выразительных средств, элементов художественной формы
 1-3  Развернутое рассуждение о роли и месте данного фрагмента в произведении, тематике и проблематике фрагмента
 1-4  Развернутое рассуждение о связи проблематики данного фрагмента с произведениями других отечественных писателей-классиков
 2-0  Умение проводить анализ стихотворных произведений
 2-1  Выявление особенностей поэтики автора, видов и функций авторских изобразительно-выразительных средств, элементов художественной формы
 2-2  Развернутое рассуждение о содержательной основе стихотворения (сюжет, тематика, образы), об особенностях образно-эмоционального воздействия поэтического текста
 2-3  Развернутое рассуждение о проблемно-тематических связях данного стихотворения с произведениями других отечественных писателей-классиков
 3-0  Осмысление проблематики изученного литературного произведения

 
5. Распределение заданий по уровню сложности

В экзаменационную работу включены задания базового, повышенного и высокого уровней сложности. Части 1 – 2 содержат 12 заданий базового уровня (В1–В12) и 4 задания повышенного уровня сложности (С1–C4). Часть 3 содержит 1 задание высокого уровня сложности (экзаменуемому предложен выбор из трёх заданий С5.1, С5.2, С5.3), которое требует от экзаменуемого написания самостоятельного полноформатного текста на литературную тему.
 
Таблица 4. Общее распределение заданий по уровню сложности

Уровень сложности Обозначение заданий в работе Тип заданий Число заданий Максимальный первичный балл % максимального балла за задания данного уровня сложности от максим. первич-ного балла за всю работу (=39)
Базовый В1–В12 С кратким ответом 12 12 31%
Повышенный С1–С4 С развернутым ответом 4 12 31%
Высокий С5.1–С5.3 С развернутым ответом 1 15 38%
Итого     17 39 100%

 
 6. Время выполнения работы

Первая и вторая части работы (анализ фрагмента эпического (драматического) произведения и стихотворения) требуют 2 часов. Выполнение третьей части работы требует также 2 часов. В целом вся работа занимает 4 часа (240 мин.).

7. План экзаменационной работы

С учётом объёма литературного материала составлен обобщённый план экзаменационной работы (см. Приложение), включающий необходимые содержательные, организационные и оценочные параметры экзаменационного испытания.

8. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом

За каждый верный ответ при выполнении заданий с кратким ответом первой и второй частей экзаменационной работы выпускник получает 1 балл.

Оценка выполнения заданий с развёрнутым ответом ограниченного объема и развёрнутым свободным ответом должна определяться экспертным путём.

За успешное выполнение каждого из заданий С1–С4 экзаменуемый получает максимально 3 балла.

Задание части 3 считается невыполненным, если участник экзамена, отвечая на вопрос по первому (главному) содержательному критерию, получает 0 баллов. Наивысший балл за выполнение по выбору одного из заданий С5 (С5.1, С5.2 или С5.3) равняется 15 баллам.

За верное выполнение всех заданий экзаменационной работы можно максимально получить 39 первичных баллов.
 
9. Дополнительные материалы и оборудование

Не используются.

10. Условия проведения и проверки экзаменационных работ (требования к специалистам)

Задания 1 и 2 частей (кроме С1–С4) проверяется с помощью компьютера. Для проверки заданий 3 части (С5.1–С5.3), а также заданий С1–С4, привлекаются эксперты, прошедшие специальную подготовку для проверки заданий ЕГЭ 2009 года в соответствии с Методическими рекомендациями по оцениванию заданий с развернутыми ответами, подготовленными ФИПИ.

11. Рекомендации по подготовке к экзамену

К экзамену нужно готовиться, перечитывая тексты изученных литературных произведений, повторяя теоретико-литературные понятия в объёме, определённом обязательным минимумом содержания образования, используя при этом учебники и учебные пособия по литературе, имеющие гриф Министерства образования и науки РФ, а также пособия, рекомендованные ФИПИ в качестве учебных пособий для подготовки к единому государственному экзамену.

12. Изменения в экзаменационной работе 2009 года по сравнению с работой 2008 г.

Экзаменационная модель ЕГЭ по литературе 2009 года существенно не изменяется по сравнению с версией 2008 г. На основании анализа результатов ЕГЭ по литературе 2008 года из экзаменационной модели 2009 года изымаются два задания с развернутым ответом в объеме 5-10 предложений: С1 (развернутое рассуждение о роли и месте данного фрагмента в произведении) и С5 (развернутое рассуждение об особенностях образно-эмоционального воздействия поэтического текста). Функцию этих заданий берут на себя задания с кратким ответом (В1 и В2; В8–В12) или задание с развернутым ответом в объеме 5-10 предложений (С1 и С3).

В новой версии к каждому из предлагаемых для анализа художественных текстов (фрагмент эпического или драматического произведения, текст лирического произведения) будет отнесено не по три, а по два задания, требующих написания развернутого ответа в объеме 5-10 предложений: С1 (развернутое рассуждение о роли и месте данного фрагмента в произведении, тематике и проблематике фрагмента), С2 (требует включения анализируемого материала в литературный контекст и написания развернутого рассуждения о связи проблематики данного фрагмента с произведениями других отечественных писателей-классиков), С3 (развернутое рассуждение о содержательной основе стихотворения (сюжет, тематика, образы), об особенностях образно-эмоционального воздействия поэтического текста), С4 (задание требует включения анализируемого материала в литературный контекст и написания развернутого рассуждения о проблемно-тематических связях данного стихотворения с произведениями других отечественных писателей-классиков).

Таким образом при выполнении заданий 1 и 2 частей экзаменационной работы обеспечивается «ступенчатая» схема разбора как фрагмента, так и стихотворения (от проблематики эпизода и авторской идеи произведения – к средствам их воплощения и далее – к определению места данного автора в литературном процессе, установлению связей произведения с другими литературными произведениями, сходными по проблематике и художественным решениям). Суммарно экзаменуемый должен будет выполнить не семь заданий с развернутым ответом, а пять. Подобная комбинация заданий призвана обеспечить необходимую содержательную валидность экзамена и одновременно выявить уровень сформированности у выпускников основных учебных умений, соответствующих ряду важнейших предметных компетенций – читательских, литературоведческих и речевых.