Настроение

А.Г. Жирякова



МОУ СОШ №24.
ГИМЦ г. Владимир

Настроение

(занятие с элементами тренинга)

 

Цели и задачи занятия

  • Сформировать представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни.
  • Выделить компоненты здоровья человека и установить их взаимосвязь.
  • Сформировать представление о настроении в жизни человека и его связи со здоровьем.
  • Рассмотреть настроение в качестве компонента здоровья.
  • Научить детей правильно оценивать свое настроение.

Ход занятия

Вступительное слово ведущего с последующим обсуждением материалов.
Человеку, чтобы жить долго и счастливо, необходимо здоровье. Вспомните, пожалуйста, компоненты здоровья, о которых вы уже узнали на предыдущих занятиях.
Дети называют: чистота, соблюдение режима дня, закаливание, отказ от вредных привычек, движение, сбалансированное питание, одежда по погоде. Но есть еще один очень важный компонент, о котором мы сегодня поговорим. Это наши чувства.
Какие чувства может испытывать каждый человек? (Радость, горе, страх, скуку, гордость, обиду, злобу, досаду, равнодушие, разочарование и т.д.).
Чувства, другими словами, называются эмоциями.
В словаре С.И.Ожегова сказано: «Эмоция - чувство, душевное переживание». От эмоции зависит наше... (настроение).

Настроение — душевное состояние человека. Как вы думаете, может ли настроение являться компонентом здоровья? (Да.)

Наше занятие мы посвятим разговору о настроении и проследим связь между здоровьем и настроением.
С какими словами мы обычно сочетаем слово настроение? (Хорошее, плохое.)
Закройте глаза и попробуйте увидеть, какого цвета хорошее настроение. (Да, оно светлое, яркое.)
В каких случаях у вас бывает прекрасное настроение? (При хорошем самочувствии и хороших отметках и т.д.)
Какие ощущения вы испытываете в этот момент? (Чувство легкости. Все кажется прекрасным, интересным.)
А теперь попробуйте, закрыв глаза, увидеть цвет плохого настроения. (Оно темное, мрачное.) Таким оно бывает, когда не выспишься, получишь плохие отметки, плохо себя чувствуешь. В этот момент не хочется никого видеть, ничего делать.
На предыдущем занятии мы выполняли рисунки по темам «Когда я радуюсь» и «Когда я огорчаюсь». И вам очень хорошо удалось передать в них ваше настроение.
У взрослых, также как и у вас, бывает разное настроение: то плохое, то хорошее. Это зависит от их душевного состояния. Но есть люди, у которых чаще всего бывает хорошее настроение, таких людей называют оптимистами, а тех, у кого часто плохое настроение, называют пессимистами.

Один из детей рассказывает сказку Л.Н. Толстого «Белка и Волк».
Педагог подводит детей к  выводу: сказка - ложь, да в ней намек… у доброго, веселого человека всегда хорошее настроение, а у злого - плохое.
Вы общаетесь с людьми постоянно. С каким человеком легче и приятнее общаться? (С тем, у которого хорошее настроение.)

Если человек жизнерадостен, приветлив, с ним приятно поговорить, поделиться своими планами. Он легко развеет ваши грустные мысли, вселит надежду, и вы почувствуете себя легко и уверенно, вам захочется с ним общаться, дружить. С человеком постоянно злым, недовольным общаться трудно, он чаще бывает одинок, и от этого у него может развиться депрессия. Вот поэтому от вашего настроения зависит и ваше здоровье, и ваши отношения с друзьями и родственниками.
Как вы считаете, как можно поднять свое настроение? (Послушать музыку, почитать книгу, посмотреть любимую передачу, заняться спортом и т.д.)

Подготовленный ученик читает рассказ американского психолога
Э. Крейри «Я злюсь».
 

***

Кейти проснулась и заволновалась. Сегодняшний день должен быть особенным. Она обняла своего пса Дота и спрыгнула с постели. Сегодня они с отцом собирались отправиться в парк на пикник. Там они будут целый день играть и веселиться. Кейти была уверена, что погода будет обязательно такой же великолепной, как и ее настроение. День будет теплым и солнечным. Кейти подбежала к окну, и, к своему огорчению, за окном увидела тучи, огромные темные тучи.
-       О нет! - подумала Кейти. - Мы все равно поедем на пикник. Эти противные тучи не остановят нас.
И она побежала к отцу, чтобы узнать, не изменятся ли их планы. Отец мрачно смотрел в окно.
-       Папа, папа, мы ведь поедем в парк, правда? - спросила Кейти, волнуясь. - Тучи нас не остановят, да?
-       Успокойся, Кейти, и посмотри за окно получше, - сказал отец. Кейти подбежала к окну и снова выглянула на улицу.
-       О нет, - захныкала она. - Дождь! Я ненавижу этот дождь.
Затем она на мгновение перестала плакать и спросила:
-       Мы ведь все равно поедем, так ведь?
-       Нет, - ответил отец, - мы не можем ехать в дождь.
-       Ох, как я злюсь на этот дождь. И на тебя тоже, - кричала Кейти.
-       Ты чувствуешь злость и разочарование из-за того, что мы не можем ехать в парк. Этот дождь поломал все наши планы, и теперь придется строить новые планы.
-       Я не хочу строить никаких новых планов. Я буду дуться и злиться весь день.
-       Дуться и злиться - это в порядке вещей. Можешь злиться хоть весь день до самого вечера, если хочешь. Но как ты думаешь, что можно сделать, чтобы изменить настроение?
-       Не знаю, - ответила Кейти.
Как вы думаете, что может сделать Кейти, чтобы ей стало лучше? (Ответы)

* * *
А сейчас послушайте советы психолога, помогающие избавиться от плохого настроения.

  • Потопайте ногами. (Вы дадите физический выход своей отрицательной энергии, вместе с ней уйдет и злость.)
  • Замесите тесто понарошку, раскатайте его. (Злость улетучится, так как работать с тестом - очень увлекательное занятие.)
  • Выскажите свои чувства. (Расскажите кому-нибудь о своем плохом настроении: родственникам, подруге, другу, собаке, кошке, кукле.)
  • Спойте бодрую песенку, спляшите быстрый танец.
  • Смойте дурные чувства. (Наберите в ванну теплой воды, лягте и всем телом ощутите, как вода смывает все плохое.)
  • Набейте злостью шарик. (Надуйте шарик, завяжите и бросьте его в мусорный контейнер или в воздух - с ним ваше плохое настроение улетит далеко.)

Если вам плохо от совершенного некрасивого поступка, надо признаться в нем и попросить прощения. А если вам нехорошо от плохого самочувствия, нужно сказать об этом старшим и обратиться за медицинской помощью.
Вы находитесь в лагере много времени, и очень важно, какое у вас будет настроение целый день. Ведь от этого зависит ваше здоровье, учеба, отношения с окружающими. Мы, взрослые, стараемся сделать все, чтобы вам здесь было комфортно в лагере.
А чтобы у вас было хорошее настроение, всегда берите с собой... Что? Правильно. Улыбку. Нарисуйте свои улыбки и подарите их близким и друзьям. (Учащиеся рисуют под музыку В. Шаинского.)