Путешествие по городу Богатырску

О.Ю. Кривошеева



МОУ СОШ №24.
ГИМЦ г. Владимир

Путешествие по городу Богатырску

(занятие воспитательно-познавательного характера)

 

Цели и задачи занятия

  • Сформировать представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни.
  • Выделить компоненты здоровья человека и установить их взаимосвязь.
  • Научить детей различным способам укрепления физического, психического и социального компонентов здоровья

Оборудование

Карта-схема путешествия по городу, раздаточный материал на бумажных носителях.

Ход занятия

Вступительное слово ведущего. Наверное, каждый из вас хочет быть сильным, бодрым, энергичным, чтобы выполнять любую работу: читать любимые книги, посещать кружки, бегать и плавать, не ощущать головной боли и насморка.
Давайте подумаем, почему некоторые пожилые люди в выходные дни берут рюкзаки и бодро идут в поход летом или катаются на лыжах зимой. Другие же, такого же возраста, сидят на лавочках у дома и жалуются на свое здоровье — ломоту во всем теле, одышку? Как же сохранить свое здоровье не долгие годы?

Здоровый человек редко задумывается над тем, что такое здоровье. Кажется, что ты здоров, всегда будешь таким, и не стоит ни о чем беспокоиться. Между тем здоровье — одна из главных ценностей человеческой жизни, источник радости. Каждый с юных лет должен заботиться о своем здоровье, не вредить своему организму, иметь знания о гигиене и первой медицинской помощи. Плохое здоровье, болезни служат причиной отставания в росте, слабой успеваемости, плохого настроения. Не случайно на вопрос о том, что является нам более ценным для человека, — богатство или слава, - один из древних философов ответил: «Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного, но богатого короля».

Как вы думаете, прав ли древний философ? Если да, то почему? (Ответы детей).
Сегодня на занятии мы отправимся в путешествие по городу Богатырску, познакомимся с его жителями, и они научат нас секретам здоровья. Посмотрите на карту нашего путешествия: на ней много остановок и на каждой из них нам предстоит узнать много интересного, а также ответить на многочисленные вопросы. Итак, в путь!

Остановка «Движение — жизнь»

На ворогах города Богатырска надпись: «Если хочешь быть сильным - бегай, хочешь быть красивым - бегай, хочешь быть умным - бегай!» Правильна ли, с вашей точки зрения, эта пословица? Как вы понимаете ее смысл?
Известна и другая поговорка: «Кто много ходит, тот долго живет».
Но с каждым годом двигательная активность человека уменьшается. А «мышечный голод» для здоровья человека так же опасен, как недостаток кислорода или витаминов. В школьном возрасте ребенок должен заниматься активными физическими упражнениями не менее 1,5 часа в день. Хорошо, если человек с детства дружит с физкультурой. Это оградит его от болезней и преждевременной старости в будущем.
Прочитайте, по каким «правилам движения» живут жители города Богатырска:

  • Ни дня без энергичной утренней зарядки, она обязательна, ее проводят в течение 10-12 мин.
  • Дорога в школу — это всегда прогулка пешком (даже если школа находится в нескольких остановках от дома).
  • Гимнастика до начала занятий поможет лучше заниматься во время уроков.
  • Физкультминутки на уроках помогут отдохнуть голове, пальцам, спине. Это всего лишь два-три упражнения и занимают они 2-3 минуты.
  • Подвижные игры и физические упражнения обязательны на перемене (прыжки со скакалкой, общие игры «ручеек», «третий лишний» и др.).
  • Будьте активны на уроках физкультуры, постарайтесь запомнить упражнения, т.к. некоторые из них можно включить в будущем в утреннюю зарядку.
  • Принимайте участие в разных спортивных соревнованиях, занимайтесь в секциях, катайтесь на коньках и лыжах, ходите в походы. Больше двигайтесь в группе продленного дня и во время прогулок около дома.

Остановка «Секреты успеха»

В этом городе живут «Успевайки». Почему они так себя называют?
Да потому, что все успевают: и уроки приготовить, и в спортивной секции позаниматься, и с друзьями поиграть. Да еще книгу почитать и по дому маме помочь. В чем же их секрет? Попросим «успеваек» поделиться с нами своими секретами.
Первый «успевайка». Секрет первый: взялся за дело - не отвлекайся. Учишь уроки — по сторонам не смотри. Решил сувенир сделать в подарок маме — собирай его. Идешь в магазин — сначала сделай покупки, а уж потом играй с друзьями.

Второй «успевайка». Секрет второй: делай все намеченное быстро и качественно. Например, можно застелить постель без единой морщинки за 20 секунд, если потренироваться; аккуратно помыть посуду за 3 минуты, если постараться. Есть интересные дела - чтение книг, игры, просмотр теле-передач, а есть и не очень - помыть посуду, сходить в магазин, прибрать комнату...  Но ведь и неинтересные дела тоже нужно выполнять. Постарайся и их делать с интересом.
Третий «успевайка». Секрет третий: верный помощник «успеваек» — режим дня. Режим дня помогает хорошо учиться и укреплять свое здоровье. Каждый ученик вместе с родителями должен составить свой личный режим дня: ведь одному приходится заниматься в спортивной секции, другому - ходить в музыкальную школу; один учится в первом классе, а другой - в третьем.
Четвертый «успевайка». Режим дня должен чередовать учебу с отдыхом, тихие игры с подвижными, прогулки с просмотром телепередач.
Мы предлагаем вам примерный режим дня младшего школьника.

  • Встань в семь утра. Сходи в туалет. Убери постель. Сделай зарядку. Умойся и оботрись или прими душ. Почисти зубы. Надень форму. Не спеша позавтракай, вымой за собой тарелку и чашку.
  • Дорога в школу — своеобразная прогулка. Далее — часы, которые ты проведешь в школе.
  • Вернувшись из школы, прежде всего, сними, вытряхни или почисти и аккуратно повесь вещи, в которых ты  занимаешься в школе. Надень домашнюю одежду. Вымой руки и пообедай.
  • Отдохни. Поиграй с друзьями во дворе. Сходи в магазин. Подкрепись полдником.
  • Приготовь уроки. Когда половина уроков будет готова, устрой маленький отдых. Потом погуляй.
  • Поужинай. Помоги маме по хозяйству. Почитай. Поиграй в тихие игры, посмотри телевизор, выбери веселую и добрую передачу, а не боевик или фильм ужасов, иначе ты будешь плохо спать.
  • Проверь сумку — все ли собрано в школу, посмотри, в порядке ли приготовленная к занятиям одежда, положил ли сменную обувь. Вымой ноги. Сходи в туалет. Постели постель. Пожелай родным спокойной ночи и ложись.

Остановка «В гостях у доктора Айболита»

В городе Богатырске все знают дом доктора Айболита. Добрый доктор Айболит всегда придет на помощь и даст в случае необходимости нужный совет. Давайте и мы познакомимся с ним.
 

Доктор Айболит.
Ребята, сегодня я познакомлю вас с основными правилами соблюдения чистоты вашего тела.
Вы можете и запруду на ручейке соорудить, и целый город из песка построить, и грядку прополоть. От всякой работы руки становятся грязными. И ничего страшного — даже хорошо, что руки от работы пачкаются. Но соблюдайте простое правило: после любой работы руки нужно вымыть. Если мы не будем соблюдать чистоту нашего тела, то с нами могут случиться разные неприятности.

  • Если вы случайно потерли глаза грязными руками, то можете занести туда инфекцию, глаза воспалятся.
  • На грязной коже находится множество микробов, которые так и норовят заползти в какую-нибудь маленькую царапинку на коже. В таком случае возникает воспаление.
  • За едой ты можешь облизать грязные пальцы, а от этого легко заболеть.

Ребята, а как вы моете руки? Оказывается, многие ребята не умеют правильно мыть руки. Придут с улицы — и к крану, пустят воду, ладошку о ладошку чуть-чуть потрут без мыла и к полотенцу потянутся, на котором грязь и останется.
Прочитайте памятку о том, как надо правильно мыть руки.

Закатай рукава.  Намочи руки. Возьми мыло и намыль руки до появления пены. Потри не только ладони, но и их тыльную сторону. Смой пену.  Проверь, хорошо ли вымыл руки. Вытри их. Проверь, сухо ли ты их вытер, приложив тыльной стороной к щеке.
Пусть твоим основным правилом станет: мыть руки после игры, после туалета, прогулки и обязательно перед едой.

В чистоте нуждается и ваш дом. Давайте подумаем, что вы можете сделать для этого. Прежде всего, чисто там, где мало пыли. Пришли с улицы — смените обувь или тщательно вытрите обувь, верхнюю одежду почистите. Но пыль все равно попадает в комнату. Значит, нужно чаще проводить влажную уборку: протирать пыль с поверхностей, подметать или пылесосить ковры, мыть пол. Не забудьте своевременно по­ливать комнатные растения, т.к. они освежают воздух и украшают ваш дом. Запомните правило: дом и человек — друзья. От чистоты в доме каждого человека зависит чистота нашего общего дома — планеты Земля.

Остановка «Дом моды»

Следующая наша остановка — Дом моды города Богатырска. Его модельеры познакомят нас с основными правилами выбора одежды, некоторые из них вы уже знаете из своего личного опыта. Давайте вспомним, как меняется выбор одежды людей в зависимости от времени года.

Первый модельер. Поздней весной и в летнее время следует одевать светлую одежду из льняных или хлопчатобумажных тканей, так как она отражает жаркие солнечные лучи и пропускает воздух. При необходимости  нужно носить солнцезащитные очки. В осеннее и зимнее время выбирают более теплую одежду из шерстяных и синтетических тканей. Нужно посто-янно следить за чистотой одежды и обуви. Для лыжных походов и катания на коньках лучше надевать вязаные изделия и куртки.

Второй модельер. Следует правильно выбирать одежду: в школу — изделия из прочной ткани, не слишком ярких тонов, немнущуюся, свободную для движений; для утренников, вечеров в школе — более нарядную, яркую, из легких шелковых тканей. Для дома многие используют старые вещи, но и за ними нужно ухаживать, чтобы не выглядеть неряхой.

Третий модельер. Обязательный элемент одежды — носовой платок (или даже несколько). Он необходим при чихании, насморке, внезапном кровотечении и других неприятностях.
Не следует носить одну и ту же одежду и обувь в школе и дома, гулять в ней на улице. Кроме того, нужно носить только свою одежду и обувь, пользоваться только своим носовым платком, полотенцем и другими вещами во избежание заражения различными болезнями от других людей.

Остановка «Веселые поварята»

Мы продолжаем наше путешествие, но сначала необходимо подкрепиться. У жителей города Богатырска есть правила рационального, т.е. правильного и здорового питания. Сейчас веселые поварята нас накормят и расскажут об этих правилах.

Первый поваренок. Некоторые ребята постоянно жуют, другие - заиграются и про еду забудут, а потом сядут за стол и так много съедят, что животы у них начинают болеть и в сон постоянно клонит. Ученые установили, что если кушать каждый день в определенные часы, то именно к этому времени появляется аппетит, начинает выделяться желудочный сок, пища переваривается быстрее и лучше. От такого организованного питания только польза всему организму. Лучше всего есть в течение дня четыре-пять раз. Проме-жутки между приемами пищи должны равняться 3-4-м часам. Перед уходом в школу нужно обязательно позавтракать. В обед необходимо съедать гораздо больше, чем в завтрак, полдник и ужин. Ужинать советуем не позднее, чем за полтора часа до сна.

Второй поваренок. Для нормального обмена веществ организму требуется определенное количество воды. Сколько же нужно выпивать воды в течение дня? В прохладный день, если человек не занят физической работой, он должен потреблять примерно 1,5-2 литра жидкости. В это количество входит суп, компот и всякая другая жидкая пища. В любой пище есть вода. Например, арбуз, огурцы почти целиком состоят из воды. Хорошо утоляют жажду минеральная вода, тонизирующие напитки. Особенно полезны натуральные фруктовые и овощные соки, содержащие много витаминов. Воду лучше пить кипяченую. И ни в коем случае нельзя пить сразу после эстафеты, кросса, пробежек, игр.

 

Прочитайте золотые правила питания и хорошо их запомните.

  • Свежеедение. Наиболее полезны свежеприготовленные продукты питания. Менее ценны лежалые и подсохшие. При длительном хранении неизбежно ухудшаются вкусовые качества продуктов. Практический совет: нельзя оставлять приготовленную пищу даже на несколько часов в теплом месте, так как в пище начинаются процессы брожения и гниения.
  • Сыроедение. Издавна считалось, что в сырых растениях, фруктах, овощах содержится наибольшая живительная сила. Современные иссле­до­вания показали, что в сырых растениях, особенно дикорастущих, сохраняется значительно больше полезных веществ, чем в вареных. Они повышают обмен веществ в организме.
  • Разнообразие и сбалансированность питания. Чем больше разных продуктов включено в рацион, тем больше активных веществ поступает в организм. Это особенно важно в связи с тем, что при физических и умственных нагрузках потребность в них увеличивается.
  • Чередование продуктов (определенное). Оно указывает на то, что нельзя в течение длительного времени использовать одно и то же блюдо или продукт.
  • Сезонность питания. Весной и летом нужно увеличивать количество растительных продуктов. В холодное время года необходимо в рацион добавлять пищу, богатую белками и жирами.
  • Ограничение в питании.
  • Получать удовольствие от пищи. Это значит, прежде всего, отказаться от спешки, когда мы садимся за стол. Кроме того, следует отказаться от привычки читать во время еды и разговаривать на повышенных тонах.
  • Определенное сочетание продуктов. Есть совместимые блюда, и это обязательно следует учитывать. При неблагоприятных пищевых сочетаниях в кишечнике развиваются повышенное брожение и гниение пищи. Наиболее остро это проявляется при заболеваниях желудочно-кишечного тракта.

Третий поваренок. Для любого человека важно соблюдать правила поведения за столом. Напомним их вам.

  • Перед едой вымой руки. После еды прополощи рот. Сполосни руки.
  • Сиди за столом прямо, не облокачивайся на него.
  • Ешь с закрытым ртом, не чавкай.
  • Когда ешь только вилкой, держи ее в правой руке. Если пользуешься вилкой и ножом, держи вилку в левой руке, а нож - в правой.
  • Не подноси пищу ко рту на ноже — это некрасиво и опасно.
  • Косточки от фруктов, мясные и рыбные кости, клади на отдельную тарелку или на край своей тарелки.
  • Следи, чтобы остатки еды, крошки хлеба не падали на стол и на пол.
  • Не читай во время еды и не смотри телевизор. Это отвлекает внимание, пища хуже пережевывается и не так хорошо усваивается организмом.

Четвертый поваренок. Ярасскажу вам, как нужно правильно есть некоторые блюда.

  • Суп из тарелки берут ложкой понемногу, чтобы он быстрее остыл. Ко рту ложку подносят острым концом, дуть на нее не надо. Брызгами можно испачкать скатерть или одежду соседа. Нельзя громко втягивать суп с ложки. Хлеб нужно отламывать маленькими кусочками, а не откусывать от всего куска.
  • С общего блюда кушанья берут специально положенной ложкой - своей брать нельзя. Неприлично выбирать понравившийся кусок с блюда, берут ближайший. Нельзя брать соль пальцами - для этого используют специальную ложечку (если ее нет, можно поддеть соль кончиком ножа, ручкой ложки или вилки).
  • Котлету едят только вилкой, без ножа. Вилку берут в правую руку и отламывают от котлеты по кусочку. Крошить сразу всю котлету не надо - она быстро остынет и на тарелке будет некрасиво. Ножом пользуются, когда едят жаркое. Вилку берут в левую руку, а нож - в правую и отрезают мясо по кусочку. Яичницу, рыбу, овощи едят вилкой.
  • Чай в чашки наливают не до самого края. Сахар из сахарницы берут щипчиками, размешивают его осторожно. Размешав чай, ложку кладут на блюдце; пьют чай тихо.
    Остановка «Островок реальности»

Жители города Богатырска прекрасно знают, какой вред организму могут нанести так называемые вредные привычки: курение, алкоголизм, наркомания, токсикомания.
Почему люди курят? Одни начинают, потому что хотят попробовать, другие — чтобы создать определенный образ. К курению привыкают быстро, а вот бросить курить бывает очень трудно, а порой и невозможно. Курение вредно сказывается на работе сердца, мозга, легких и других органов. Но особенно вреден табак для растущего организма. Для детей он в два-три раза вреднее, чем для взрослых. Ребенок, который начинает курить, хуже растет, быстро устает при выполнении любой работы, плохо справляется с учебой, чаще болеет. Ученые подсчитали, что от каждой выкуренной сигареты жизнь человека сокращается на 15 минут!
Особенно опасным для детского организма является употребление алкоголя. При первом употреблении возникает острое алкогольное отравление, которое может сопровождаться смертельным исходом. К смерти, слабоумию и инвалидности ведет вдыхание токсичных и наркотических веществ. Большинство преступлений, порой очень жестоких, совершают подростки в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Страдает сам ребенок, его родители,  в опасности находится жизнь других людей. Никогда не прикасайся к алкоголю, наркотику пли токсичному веществу, кто бы тебе его ни предлагал! Подумай о своей судьбе и судьбе своих родителей!

Остановка «Цветные сны»

Жители города Богатырска стараются никогда не унывать, помогать друг другу и приносить окружающим радость.
— Как вы думаете, почему человеку нужно хорошее настроение?  Каким образом его можно создать?
Прежде всего, положительные эмоции необходимо получать в семейном общении. Вспомните, когда вы последний раз всей семьей отдыхали на природе, ходили в театр, кино, бывали в городском саду. Очень хорошо, если у вас эти походы случаются часто. Старайтесь говорить своим близким и друзьям, одноклассникам только добрые и ласковые слона, помогайте им в трудную минуту, смешите их, когда это необходимо. Умейте правильно выбирать книги для чтения, смотрите по телевизору больше детских передач, а не жестокие боевики и фильмы ужасов. Свою комнату вы можете превратить в «уголок хорошего настроения», где вас будут окружать любимые игрушки, книги, сделанные вами поделки и сувениры. Помните, если вы будете по-доброму относиться к окружающим вас людям, они будут любить вас вдвойне.

Остановка «Станем неболейками»

Наше путешествие подходит к концу. Это последняя остановка. Мы сегодня многое узнали о секретах здоровья, и сами можем стать жителями этого прекрасного города, стать «неболейками» и «успевайками». Жители города Богатырска хотят рассказать нам еще об одной составной части здоровья — закаливании.

Крепыш.
Говорил я им зимой: закалялись бы со мной.
Утром — бег и душ бодрящий. Как для взрослых, настоящий!
На ночь окна открывать, свежим воздухом дышать!
Ноги мыть водой холодной, и тогда микроб голодный
Вас вовек не одолеет. Не послушались - болеют!

Куталки.
Поздно поняли мы, братцы, как полезно закаляться!
Кончим кашлять и чихать — станем душ мы принимать
Из водицы ледяной!

Крепыш.
Погодите! Ой-ой-ой!
Крепким стать нельзя мгновенно,
Закаляйтесь постепенно!

Крепыш.
Ребята, что вы понимаете под словом « закаливание»?
Воспитанники высказывают свою точку зрения. Педагог подводит ребят к выводу о том, что закаливание - это получение организмом физической стойкости для сопротивления болезням. Оздоровлением организма называется избавление от заболеваний с помощью природных факторов: солнца, воздуха и воды.

 

Материалы для обсуждения

Ласковое солнце

Принимая солнечные ванны, следует соблюдать простые правила. Начинай загорание в кружевной тени деревьев по 3-4 минуты с перерывом 10 минут. Каждый день прибавляй по 2-3 минуты пребывания на солнце. Очень полезно чередование: несколько минут на солнце, несколько - в тени. Загорать следует в утренние и вечерние часы, подставляя под солнечные лучи попеременно то спину, то грудь, то бока. И не забудьте, выходя на солнце, надевать на голову панаму или платок. Случается, что некоторые ребята плохо переносят солнечные лучи, тогда загорать им нужно еще осторожнее. А если врач вообще запретил загорать, не нужно унывать. Можно принимать воздушные ванны в теплую облачную погоду.

Свежий воздух

Свежий, чистый воздух полезен всем. Ребята могут принимать воздушные ванны на солнце и в тени. Хороши воздушные ванны во время похода, когда маршрут лежит через лес. Старайтесь во время воздушных ванн больше двигаться.
Принимать воздушные ванны следует в местах, защищенных от ветра. Начинать лучше в летнее время. Первая воздушная ванна должна проводиться при температуре +16-18С° и должна длиться 2-4 минуты. Время пребывания на воздухе постепенно доводится до 20-ти минут. На свежем воздухе можно организовать дневной сон.
В осеннее время полезна ходьба по лесу, берегу реки, парку. Длина маршрута до 1 километра. Можно принимать воздушные ванны в домашних условиях. Но в квартире не должно быть сквозняка. В комнате необходимо поддерживать постоянную температуру: +18°, +20°. Необходимо постоянно следить за чистотой воздуха и обязательно проветривать комнату перед сном.

Закаливание водой

Главные оздоровительные свойства воды: помощь коже выделять вредные продукты обмена веществ в организме (обтирание) и очищение от болезнетворных микробов (купание, принятие ванн).
Закаливание водой можно начинать с обтирания или обливания. Для первого обливания температура воды должна быть +32°- +33°С. Через день начинайте снижать на 1°С температуру воды. После обливания хорошенько разотрите тело.
Как проводится обтирание? Сначала необходимо приготовить воду. Намочите рукавичку или полотенце в воде и быстро вытрите им грудь, живот, спину... Потом разотритесь докрасна сухим полотенцем. Запомните: температуру воды уменьшать необходимо постепенно. Но если начали закаливаться — делайте эти процедуры каждый день, иначе не получите хорошего результата. Температуру воды можно уменьшить до +20С°.
Полезен для организма и контрастный душ, т. е. поочередное обливание  теплой и холодной водой. Встаньте под теплый душ на 1,5 минуты, затем облейтесь прохладной водой. Обязательно посоветуйтесь с родителями, с какой температуры воды лучше начинать закаливание.
Летом закаляет купание в реке, озере, море. Вот несколько советов при организации купания.

  • В воду входи сразу. Войдя по грудь, два-три раза окунись.
  • Не окунайся слишком разгоряченным или охлажденным.
  • Выйдя из воды, быстро разотрись докрасна сухим полотенцем.
  • Не принимай сразу после купания солнечную ванну, посиди в тени.
  • Не ходи и не лежи в мокрой купальной одежде.
  • Находиться в воде можно до 10 минут и под присмотром взрослых.
  • После купания в водоеме прими дома душ, обязательно воспользуйся мылом.

Обсуждение правил закаливания

  • Психологический настрой.
    Прежде чем начинать закаливание, необходимо решить для себя: нужно это тебе, справишься ли ты? Нужно настроить себя на принятие процедур.
     
  • Постепенность.
    Время пребывания на солнце и свежем воздухе, купания в водоеме следует постепенно увеличивать. При закаливании водой уменьшать ее температуру следует постепенно. Таким образом, организм будет привыкать к воздействию природных факторов.
  • Системность.
    Заниматься закаливанием необходимо ежедневно, не перенося нагрузку на другой день.
  • Комплексность.
    Для закаливания организма необходимо использовать солнце, свежий воздух и водные процедуры в комплексе.
  • Индивидуальность,
    Подбор процедур для закаливания должен быть индивидуальным, т.е. должны учитываться особенности вашего организма, его восприимчивость. Здесь вам большую помощь окажут родители.
  • Начинать закаливание необходимо в состоянии практического здоровья.
    Не следует начинать закаливание при простуде, различных недомоганиях, связанных с хроническими заболеваниями.
  • Получение удовольствия.
    Результатом закаливания должны быть не только стойкость к болезням, по и бодрость, хорошее настроение, работоспособность. От любой процедуры старайтесь получить максимум удовольствия.

Вопросы для обсуждения

  • О каких способах (формах) закаливания организма вы узнали?
  • Назовите правила приема солнечных ванн.
  • Как следует закаляться свежим воздухом?
  • Расскажите о формах закаливания организма водой.
  • Где можно ходить босиком?