Учебно-наглядные пособия для начальной школы необходимы для любого полноценного урока - с их помощью развивается память и воображение, наблюдательность и ассоциативное мышление, сильно облегчается когнитивная деятельность, прививается интерес к учебе
Одним из важнейших факторов обучения, особенно в начальной школе, является его наглядность. Дети младшего школьного возраста мыслят ощущениями, образами, звуками, красками и др. Специфика процесса образования в начальных классах в том, что именно наглядность являет собой основу обучения, без средств наглядности учеба практически невозможна.
Несмотря на различную специфику школьных предметов, учебно-наглядные пособия для начальной школы необходимы для любого полноценного урока. Применение наглядных пособий развивает память и воображение, наблюдательность и ассоциативное мышление, сильно облегчает когнитивную деятельность, помогает привить интерес к учебе. С помощью этих средств осуществляется один из главных принципов педагогики - принцип наглядности.
Наглядность включает в себя экскурсии, лабораторные и практические работы, иллюстрации, карты, демонстрацию диафильмов и фильмов, разнообразные учебные пособия.
Видов наглядных пособий довольно много :
Кроме того, сейчас доступны не только плакаты и диафильмы - учитель может воспользоваться компьютерными технологиями, которые позволяют совершать виртуальные экскурсии, "путешествовать" во времени и увидеть невидимые невооруженным глазом явления и процессы. Впрочем, все виды пособий хорошо сочетаются между собой, дополняют друг друга и являются равноценными.
Наибольший эффект от использования наглядных пособий достигается, когда они применяются в сочетании с учительским словом. Наиболее распространенные сочетанные способы :
В тоже время необходимо упомянуть, что при избыточном или необоснованном использовании наглядных средств во время занятий, может привести к отрицательному результату. Чтобы этого не произошло, желательно скрыть от глаз учеников все приготовленные пособия до нужного момента, демонстрировать их нужно только в необходимые моменты и в определенной последовательности.