Применение наглядных пособий в начальной школе

Учебно-наглядные пособия для начальной школы необходимы для любого полноценного урока - с их помощью развивается память и воображение, наблюдательность и ассоциативное мышление, сильно облегчается когнитивная деятельность, прививается интерес к учебе

Одним из важнейших факторов обучения, особенно в начальной школе, является его наглядность. Дети младшего школьного возраста мыслят ощущениями, образами, звуками, красками и др. Специфика процесса образования в начальных классах в том, что именно наглядность являет собой основу обучения, без средств наглядности учеба практически невозможна.

Несмотря на различную специфику школьных предметов, учебно-наглядные пособия для начальной школы необходимы для любого полноценного урока. Применение наглядных пособий развивает память и воображение, наблюдательность и ассоциативное мышление, сильно облегчает когнитивную деятельность, помогает привить интерес к учебе. С помощью этих средств осуществляется один из главных принципов педагогики - принцип наглядности.

Наглядность включает в себя экскурсии, лабораторные и практические работы, иллюстрации, карты, демонстрацию диафильмов и фильмов, разнообразные учебные пособия.

Видов наглядных пособий довольно много :

 

  • объемные (в виде макетов и фигур)
  • звуковые (магнитофон)
  • звуко-изобразительные (фильм, телепередача)
  • изобразительные (фотографии и портреты, репродукции, иллюстрации)
  • экспериментальные (опыты)
  • символико-графические (формулы, графики, карты, схемы)
  • естественные (реальные предметы)

Кроме того, сейчас доступны не только плакаты и диафильмы - учитель может воспользоваться компьютерными технологиями, которые позволяют совершать виртуальные экскурсии, "путешествовать" во времени и увидеть невидимые невооруженным глазом явления и процессы. Впрочем, все виды пособий хорошо сочетаются между собой, дополняют друг друга и являются равноценными.

Наибольший эффект от использования наглядных пособий достигается, когда они применяются в сочетании с учительским словом. Наиболее распространенные сочетанные способы :

  • Наглядные пособия для начальной школы демонстрируются после рассказа учителя, подтверждая его слова. Этот способ подачи материала экономит время и удобен преподавателю простотой подготовки.
  • Ученики получают знания о нужных явлениях получаются в процессе наблюдения за ним, а учитель осуществляет руководство наблюдениями учащихся. Этот способ обладает большей эффективностью, так как он нацелен на активизацию учебной деятельности детей.

В тоже время необходимо упомянуть, что при избыточном или необоснованном использовании наглядных средств во время занятий, может привести к отрицательному результату. Чтобы этого не произошло, желательно скрыть от глаз учеников все приготовленные пособия до нужного момента, демонстрировать их нужно только в необходимые моменты и в определенной последовательности.