педагогический коллектив
МОУ СОШ №34
Деятельность психологической службы рассматривается для четырех возрастных категорий контингента: дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование, среднее (полное) общее образование.
1. Дошкольное образование
(старший дошкольный возраст, 5-7 лет)
Основным видом работы психолога школы, на этом этапе является сопровождение перехода на новый образовательный уровень (школьное обучение).
Сопровождение перехода к школьному обучению состоит из нескольких направлений.
Диагностическое |
Формирование и определение готовности к обучению в школе. |
Консультационное |
Консультации родителей по подготовке ребенка к школе и выбору образовательного маршрута обучающихся. |
Профилактическое |
Разработка и реализация профилактических программ и мероприятий, занятия с педагогами, родителями, направленные на предотвращение ситуации дезадаптации детей. |
Разработка рекомендаций педагогам по работе с детьми с целью индивидуализации подхода к ним в учебно-воспитательном процессе, разработка рекомендаций родителям по развитию необходимых качеств ребенка для обеспечения готовности к школе, снятию тревожности детей, связанной со школой.
2. Начальное общее образование
(младший школьный возраст, 7-11 лет)
Основными видами работ является сопровождение
2.1. Сопровождение адаптации к школе
Диагностическое |
Мониторинг адаптированности ребенка к школе, определение «группы риска» (изучается степень и особенности приспособления ребенка к школе). Предметом диагностики могут быть самооценка, уровень школьной тревожности, позиция в группе сверстников, особенности мотивации, особенности познавательной сферы, уровень произвольности поведения, познавательных процессов. |
Профилактическое |
Разработка и реализация профилактических программ и мероприятий, занятия с обучающимися, педагогами, родителями направленные на предотвращение ситуации дезадаптации. Профилактика возможных отклонений в интеллектуальном и личностном развитии детей. Разработка рекомендаций педагогам и родителям по работе (взаимодействию) с детьми с целью индивидуализации подхода к ним в учебно-воспитательном процессе. |
Коррекционно-развивающее |
Психокоррекционная работа с детьми, имеющими проблемы в адаптации, в обучении. Развитие навыков поведения в группе сверстников по развитию познавательной и эмоционально-волевой сфер. |
Консультационное |
Консультирование педагогов и родителей по вопросам особенностей адаптации конкретных детей; консультирование родителей по вопросам семейного воспитания (как фактора влияющего на адаптацию). |
2.2. Участие в формировании «умения учиться»
Диагностическое |
Определениеуровня сформированности общеучебных навыков. |
Коррекционно-развивающее |
Коррекция нерациональных и (или) развитие недостаточных приемов учебной деятельности, которые являются общими при усвоении различных предметов; работа по развитию познавательных процессов, творческих способностей. |
Консультационное |
Консультирование родителей, педагогов по вопросам формирования общеучебных навыков, учебной мотивации, самоорганизации и др. |
2.3. Сопровождение перехода к обучению в среднем звене
Диагностическое |
Выявление степени социально-психологической готовности детей к обучению в среднем звене (важную роль начинают играть характеристики общения и отношение к учебной деятельности). |
Профилактическое |
Разработка и (или) реализация профилактических программ и мероприятий, занятия с педагогами, родителями, обучающимися, направленные на профилактику возможных проблем в адаптации. Разработка рекомендаций педагогам начальной школы, родителям детей по развитию качеств, необходимых для успешной адаптации в среднем звене. |
3. Основное общее образование
(подростковый возраст, 11-15 лет)
Основными видами работ является сопровождение
3.1. Сопровождение адаптации к новым условиям обучения
Диагностическое |
Изучение степени и особенностей приспособления школьников к новым социально-педагогическим условиям. Выявление «группы риска» по школьной дезадаптации. Предметом диагностики могут быть индивидуально-психологические особенности детей; особенности познавательной деятельности; сформированность общеучебных навыков; уровень развития произвольности и эмоциональной устойчивости; позиция в группе; навыки сотрудничества со сверстниками; отношение к себе, учителю, школе; навыки самоорганизации. |
Профилактическое |
Разработка и (или) реализация профилактических программ и мероприятий; занятия с педагогами, родителями, обучающимися, направленные на профилактику возможных проблем в адаптации. Разработка рекомендаций педагогам средней школы по определению индивидуального подхода к обучающимся, рекомендации для администрации школы по организации перехода. |
Коррекционно-развивающее |
Психокоррекционная работа с обучающимися, имеющими проблемы в адаптации, обучении. Развитие навыков общения, сотрудничества со сверстниками и взрослыми. |
3.2. Поддержка в решении задач
личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития
Диагностическое |
Изучение индивидуально-психологических особенностей подростка в период подросткового кризиса, выявление «групп риска». |
Коррекционно-развивающее |
Проведение курсов, тренингов, классных часов, направленных на поддержание и развитие таких тенденций, как стремление разобраться в своих способностях, поступках, формирование первичных навыков самоанализа, развитие и укрепление чувства взрослости, развитие и укрепление личной автономии, развитие чувства собственного достоинства, внутренних критериев самооценки. |
Профориентационное |
В старшем подростковом возрасте (VIII-IX классы) деятельность педагога-психолога, направленная на развитие способности к самоопределению, выбор будущего жизненного профессионального пути, работа по предпрофильной подготовке. |
3.3. Помощь в решении проблем
социализации, формировании жизненных навыков
Диагностическое |
Определение социально-психологического статуса учащихся в период подросткового кризиса. |
Коррекционно-развивающее |
Формирование адекватных форм утверждения самостоятельности, помощь в построении конструктивных отношений с родителями, педагогами, развитие форм и навыков личного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания, обучение навыкам саморегуляции. |
3.4. Профилактика и коррекция
девиантного поведения, употребления ПАВ. Профилактика неврозов.
Диагностическое |
Выявление «групп риска» по аддиктивному и другим формам девиантного поведения, невротических проявлений в поведении. |
Профилактическое |
Реализация программ, мероприятий по профилактике употребления ПАВ и других видов зависимостей, рекомендации (направления) в службы, центры, занимающиеся работой (коррекцией) с детьми «группы риска». |
Консультационное |
Консультирование родителей, педагогов по проблемам обучающихся. |
3.5. Обеспечение эффективности учебной деятельности
Диагностическое |
Определение сформированности общеучебных умений и навыков (умения самостоятельно мыслить, организовывать свою познавательную деятельность, определять учебные задачи, выбирать рациональные приемы и способы решения учебных задач, контролировать и оценивать свою работу). Определение уровня сформированности учебной мотивации. |
Коррекционно-развивающее |
Развитие приемов учебной деятельности (их коррекция). Развитие познавательных процессов. Формирование навыков (компетенций) поведения на экзамене. |
Профилактическое |
Разработка и (или) реализация программ, мероприятий, направленных на профилактику экзаменационного стресса, школьных неврозов. Разработка рекомендаций педагогам, учителям по организации взаимодействия с ребенком. |
3.6. Сопровождение перехода в старшую школу
Диагностическое |
Определение готовности к обучению в старшей школе. Содержание готовности определяется совокупностью ученических компетентностей. |
Профилактическое |
Разработка и (или) реализация профилактических программ, мероприятий, занятия с педагогами, родителями, обучающимися, направленные на предотвращение возможных проблем при переходе на другую ступень обучения. Разработка рекомендаций педагогам, родителям по определению образовательной траектории обучающихся. |
Коррекционно-развивающее |
Формирование отсутствующих и (или) коррекция нерациональных компетентностей. Участие в сопровождении предпрофильной подготовки (выбор учебного заведения, профиля и др.) |
Консультационное (профориента-ционное) |
Консультации для детей (при возможном участии родителей, педагогов) по определению их образовательной траектории. |
Среднее (полное) общее образование
(старший школьный возраст, 15-18 лет)
Виды сопровождения:
4.1. Сопровождение адаптации к новым условиям обучения
Диагностическое |
Выявление «группы риска» по школьной дезадаптации, изучение уровня готовности к обучению в «старшей школе»; в профильной школе – уровень готовности учащихся к продолжению образования по тому или иному профилю, в ситуации формирования нового коллектива - определении социального статуса, самооценки и др. |
Профилактическое |
Разработка и реализация профилактических программ, мероприятий, занятия с педагогами, родителями, обучающимися, направленные на профилактику возможных проблем в адаптации. Выработка рекомендаций педагогам средней школы по определению индивидуального подхода к детям, рекомендации для администрации школы по созданию условий для адаптации и организации перехода. |
Коррекционно-развивающее |
Развитие необходимых качеств, недостающих новых образовательных требований в новых условиях социальной среды. |
4.2. Сопровождение профессионального, жизненного самоопределения
Диагностическое |
Изучение образовательных запросов, изучение профессиональной направленности личности, (личностные особенности, ценности, мотивы, интересы и склонности), способности и возможности (структура интеллекта, работоспособность), степени удовлетворенности выбранным профилем, обучением и т.п. |
Коррекционно-развивающее |
Формирование компетенций, способствующих переходу во взрослую жизнь; психологическое сопровождение ситуации экзамена, активной позиции на рынке труда. Помощь и поддержка в расширении социального и личностного опыта, обучение умению делать выбор, обозначение и расширение жизненных перспектив. Корректировка нерациональных, неэффективных стратегий выбора, поведения в конкретных ситуациях и т.п. |
Консультационное |
Консультации по профессиональному и жизненному самоопределению, выбору образовательного маршрута. |
Профилактическое |
Разработка и (или) реализация программ, мероприятий, занятия с педагогами, родителями, обучающимися, направленные на профилактику возможных проблем в ситуации самоопределения. Разработка рекомендаций педагогам и учащимся по определению индивидуального образовательного маршрута (при профильном обучении) с учетом индивидуально-психологических особенностей, интересов, способностей. |
4.3. Профилактика и коррекция девиантного поведения, употребления ПАВ. Профилактика неврозов
Диагностическое |
Выявление «групп риска» по наличию аддиктивного и других форм девиантного поведения, невротических проявлений в поведении. |
Профилактическое |
Реализация программ, мероприятий по профилактике употребления ПАВ и других видов зависимостей. |
Консультационное |
Информирование родителей, педагогов и других заинтересованных лиц о службах, занимающихся работой (коррекцией) с детьми «группы риска». |
4.4. Психологическая помощь в обеспечении процесса формирования самосознания в юношеском возрасте
Диагностическое |
Определение уровня развития компонентов самосознания (самооценка, отношение к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям, мыслям и др.). |
Коррекционно-развивающее |
Проведение курсов, тренингов, факультативов. |
Консультационное |
Психологическое консультирование по вопросам жизненного самоопределения, отношения к себе, миру, другим, экзистенциальным темам и др. |
4.5. Определение уровня сформированности социальных компетентностей выпускника школы
Диагностическое |
Определение уровня сформированности компонентов социальных компетентностей. |