Деятельность психологической службы

Данные об авторе
Автор(ы): 
педагогический коллектив МОУ СОШ №34
Место работы, должность: 
МОУ СОШ №34 г. Владимир
Регион: 
Владимирская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
дошкольное образование
начальное общее образование
основное общее образование
среднее (полное) общее образование
дополнительное образование детей
специальное (коррекционное) образование
школы-интернаты, детские дома
Класс(ы): 
Все классы
Предмет(ы): 
Педагогика
Психология
Целевая аудитория: 
Методист
Педагог дополнительного образования
Педагог-психолог
Социальный педагог
Учащийся (студент)
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
методическая разработка
Краткое описание ресурса: 
Деятельность психологической службы

педагогический коллектив
МОУ СОШ №34

г. Владимир

 

Деятельность психологической службы

 

Деятельность психологической службы рассматривается для четырех возрастных категорий контингента: дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование, среднее (полное) общее образование.
1. Дошкольное образование
(старший дошкольный возраст, 5-7 лет)
Основным видом работы психолога школы, на этом этапе является сопрово­ждение перехода на новый образовательный уровень (школьное обучение).
Сопровождение перехода к школьному обучению состоит из нескольких направлений.

 

Диагностическое

Формирование и определение готовности к обучению в школе.

Консультационное

Консультации родителей по подготовке ребенка к шко­ле и выбору образовательного маршрута обучающихся.

Профилактическое

Разработка и реализация профилактиче­ских программ и мероприятий, занятия с педагогами, родителями, на­правленные на предотвращение ситуации дезадаптации детей. 

 

 

Разработка рекомендаций педагогам по работе с детьми с целью индивидуализации подхода к ним в учебно-воспитательном процессе,  разработка рекомендаций родителям по развитию необходимых качеств ребенка для обеспечения готовности к школе, снятию тревожности детей, связанной со школой.

2. Начальное общее образование
(младший школьный возраст, 7-11 лет)

Основными видами работ является сопровождение

  1. адаптации на новом этапе обучения;
  2. учебно-воспитательного процесса (участие в формировании «умения учиться»);
  3. перехода на новый образовательный уровень (основное общее образование).

2.1. Сопровождение адаптации к школе

Диагностическое

Мониторинг адаптированности ребенка к школе, определение «группы риска» (изучается степень и особенности приспособления ребенка к школе). Предметом диагностики могут быть самооценка, уровень школьной тревожности, позиция в группе сверстников, особенности мотивации, особенности познавательной сферы, уровень произвольности поведения, познавательных процессов.

Профилактическое

Разработка и реализация профилактических программ и мероприятий, занятия с обучающимися, педагогами, родителями направленные на предотвращение ситуации дезадаптации. Профилактика возможных отклонений в интеллектуальном и личностном развитии детей. Разработка рекомендаций педагогам и родителям по работе (взаимодействию) с детьми с целью индивидуализации подхода к ним в учебно-воспитательном процессе.

Коррекционно-развивающее

Психокоррекционная работа с детьми, имеющими проблемы в адаптации, в обучении. Развитие навы­ков поведения в группе сверстников по развитию познавательной и эмоционально-волевой сфер.

Консультационное

Консультирование педагогов и родителей по вопросам особенностей адаптации конкретных детей; консультирование родителей по вопросам семейного воспитания (как фактора влияющего на адаптацию).

2.2. Участие в формировании «умения учиться»

Диагностическое

Определениеуровня сформированности общеучебных навыков.

Коррекционно-развивающее

Коррекция нерациональных и (или) развитие недостаточных приемов учебной деятельности, которые явля­ются общими при усвоении различных предметов; работа по развитию познавательных процессов, творческих способностей.

Консультационное

Консультирование родителей, педагогов по вопросам формирования общеучебных навыков, учебной мотивации, самоорганизации и др.

2.3. Сопровождение перехода к обучению в среднем звене

Диагностическое

Выявление степени социально-психологической готовности детей к обучению в среднем звене (важную роль начинают играть характеристики общения и отношение к учебной деятельности).

Профилактическое

Разработка и (или) реализация профилактических программ и мероприятий, занятия с педагогами, родителями, обучающимися, направленные на профилактику возможных проблем в адаптации. Разработка рекомендаций педагогам начальной школы, родителям детей по развитию качеств, необходимых для успешной адаптации в среднем звене.


3. Основное общее образование
(подростковый возраст, 11-15 лет)

Основными видами работ является сопровождение

  1. адаптации на новом образовательном уровне;
  2. развития самосознания детей (поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового   самоопределения и саморазвития);
  3. социализации обучающихся (помощь в решении проблем социализации, формирование жизненных навыков);
  4. сохранения и укрепления здоровья детей (профилактика и коррекция девиантного поведения, употребления ПАВ, профилактика неврозов);
  5. учебно-воспитательного процесса (участие в обеспечении эффективности учебной деятельности);
  6. перехода на новый образовательный уровень (старшая школа).

3.1. Сопровождение адаптации к новым условиям обучения

Диагностическое

Изучение степени и особенностей приспособления школьников к новым социально-педагогическим условиям. Выявление «группы риска» по школьной дезадаптации. Предметом диагностики могут быть индивидуально-психологические особенности детей; особенности познавательной деятельности; сформированность общеучебных навыков; уровень развития произвольности и эмоциональной устойчивости; позиция в группе; навыки сотрудничества со сверстниками; отношение к себе, учителю, школе; навыки самоорганизации.

Профилактическое

Разработка и (или) реализация профилак­тических программ и мероприятий; занятия с педагогами, родителями, обучающимися, направленные на профилактику возможных про­блем в адаптации. Разработка рекомендаций педагогам средней школы по определению индивидуального подхода к обучающимся, рекомендации для администрации школы по организации перехода.

Коррекционно-развивающее

Психокоррекционная работа с обучающимися, имею­щими проблемы в адаптации, обучении. Развитие навыков общения, сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

3.2. Поддержка в решении задач
личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития

Диагностическое

Изучение индивидуально-психологических особенностей подростка в период подросткового кризиса, выявление «групп риска».

Коррекционно-развивающее

Проведение курсов, тренингов, классных часов, направленных на поддержание и развитие таких тенденций, как стремление разобраться в своих способностях, поступках, формирование первичных навыков самоанализа, развитие и укрепление чувства взрослости, развитие и укрепление личной автономии, развитие чувства собственного достоинства, внутренних критериев самооценки.

Профориентационное

В старшем подростковом возрасте (VIII-IX классы) деятельность педагога-психолога, направленная на развитие способности к самоопределению, выбор будущего жизненного профессионального пути, работа по предпрофильной подготовке.

3.3. Помощь в решении проблем
социализации, формировании жизненных навыков

Диагностическое

Определение социально-психологического статуса учащихся в период подросткового кризиса.

Коррекционно-развивающее

Формирование адекватных форм утверждения самостоятельности, помощь в построении конструктивных отношений с родителями, педагогами, развитие форм и навыков личного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания, обучение навыкам саморегуляции.

3.4. Профилактика и коррекция
девиантного поведения, употребления ПАВ. Профилактика неврозов.

Диагностическое

Выявление «групп риска» по аддиктивному и другим формам девиантного поведения, невротических проявлений в поведении.

Профилактическое

Реализация программ, мероприятий по профилактике употребления ПАВ и других видов зависимостей, рекомендации (направления) в службы, центры, занимающиеся работой (коррекцией) с детьми «группы риска».

Консультационное

Консультирование родителей, педагогов по проблемам обучающихся.

3.5. Обеспечение эффективности учебной деятельности

Диагностическое

Определение сформированности общеучебных умений и навыков (умения самостоятельно мыслить, организовывать свою познавательную деятельность, определять учебные задачи, выбирать рациональные приемы и способы решения учебных задач, контролировать и оценивать свою работу). Определение уровня сформированности учебной мотивации.

Коррекционно-развивающее

Развитие приемов учебной деятельности (их коррек­ция). Развитие познавательных процессов. Формиро­вание навыков (компетенций) поведения на экзамене.

Профилактическое

Разработка и (или) реализация программ, мероприятий, направленных на профилактику экзаменационного стресса, школьных неврозов. Разработка рекомендаций педагогам, учителям по организации взаи­модействия с ребенком.

3.6. Сопровождение перехода в старшую школу

Диагностическое

Определение готовности к обучению в старшей школе. Содержание готовности определяется со­вокупностью ученических компетентностей.

Профилактическое

Разработка и (или) реализация профилак­тических про­грамм, мероприятий, занятия с педагогами, роди­те­лями, обучающимися, направленные на предотвраще­ние возможных проблем при пере­ходе на другую сту­пень обучения. Разработка рекомен­даций педагогам, родителям по опреде­лению образовательной траекто­рии обучаю­щихся.

Коррекционно-развивающее

Формирование отсутствующих и (или) коррекция не­рациональных компетентностей. Участие в со­провож­дении предпрофильной подготовки (выбор учебного заведения, профиля и др.)

Консультационное (профориента-ционное)

Консультации для детей (при возможном участии ро­дителей, педагогов) по определению их обра­зователь­ной траектории.

 

Среднее (полное) общее образование
(старший школьный возраст, 15-18 лет)

Виды сопровождения:

  1. адаптация на новом этапе обучения;
  2. развитие самосознания и социализация обучающихся (профессиональное и жизненное самоопределение, психологическая помощь в обеспечении процесса формирования самосознания, определение уровня сформиро­ванности социальных компетентностей выпускника);
  3. сохранение и укрепление здоровья детей (профилактика и коррекция деви­антного поведения, употребления ПАВ, профилактика неврозов).

4.1. Сопровождение адаптации к новым условиям обучения

Диагностическое

Выявление «группы риска» по школьной дезадапта­ции, изучение уровня готовности к обучению в «стар­шей школе»; в профильной школе – уровень готовно­сти учащихся к продолжению образования по тому или иному профилю, в ситуации формирования нового коллектива - определении социального статуса, само­оценки и др.

Профилактическое

Разработка и реализация профилактических программ, мероприятий, занятия с педагогами, родителями, обу­чающимися, направленные на профилактику возмож­ных проблем в адаптации. Выработка рекомендаций педагогам средней школы по определению индивиду­ального подхода к детям, рекомендации для админи­страции школы по созданию условий для адаптации и организации перехода.

Коррекционно-развивающее

Развитие необходимых качеств, недостающих новых образовательных требований в новых условиях соци­альной среды.

4.2. Сопровождение профессионального, жизненного самоопределения


Диагностическое

Изучение образовательных запросов, изучение про­фессиональной направленности личности, (личност­ные особенности, ценности, мотивы, интересы и склонности), способности и возможности (структура интеллекта, работоспособность), степени удовлетво­ренности выбранным профилем, обучением и т.п.

Коррекционно-развивающее

Формирование компетенций, способствующих пере­ходу во взрослую жизнь; психологическое сопровож­дение ситуации экзамена, активной позиции на рынке труда. Помощь и поддержка в расширении социаль­ного и лич­ностного опыта, обучение умению делать выбор, обо­значение и расширение жизненных пер­спектив. Коррек­тировка нерациональных, неэффек­тивных стратегий выбора, поведения в конкретных ситуациях и т.п.

Консультационное

Консультации по профессиональному и жизненному самоопределению, выбору образовательного мар­шрута.

Профилактическое

Разработка и (или) реализация программ, мероприя­тий, занятия с педагогами, родителями, обучающи­мися, направленные на профилактику возможных про­блем в ситуации самоопределения. Разработка реко­мендаций педагогам и учащимся по определению ин­дивиду­ального образовательного маршрута (при про­фильном обучении) с  учетом индивидуально-психо­логических особенностей, интересов, способностей.

4.3. Профилактика и коррекция девиантного поведения, употребления ПАВ. Профилактика неврозов

Диагностическое

Выявление «групп риска» по наличию аддиктивного и других форм девиантного поведения, невротических проявлений в поведении.

Профилактическое

Реализация программ, мероприятий по профилактике употребления ПАВ и других видов зависимостей.

Консультационное

Информирование родителей, педагогов и других заинтересованных лиц о службах, занимающихся работой (коррекцией) с детьми «группы риска».

4.4. Психологическая помощь в обеспечении процесса формирования самосознания в юношеском возрасте

Диагностическое

Определение уровня развития компонен­тов самосоз­нания (самооценка, отношение к своим потребностям и спо­собностям, влечениям и мотивам поведения, пе­реживаниям, мыслям и др.).

Коррекционно-развивающее

Проведение курсов, тренингов, факультативов.

Консультационное

Психологическое консультирование по вопросам жизненного самоопределения, отношения к себе, миру, другим, экзистенциальным темам и др.

4.5. Определение уровня сформированности социальных компетентностей выпускника школы

Диагностическое

Определение уровня сформированности компонентов социальных компетентностей.