Должностная инструкция - Педагога-психолога

Данные об авторе
Автор(ы): 
педагогический коллектив МОУ СОШ №34
Место работы, должность: 
МОУ СОШ №34, г. Владимир
Регион: 
Владимирская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
дошкольное образование
начальное общее образование
основное общее образование
среднее (полное) общее образование
дополнительное образование детей
специальное (коррекционное) образование
школы-интернаты, детские дома
Класс(ы): 
Все классы
Предмет(ы): 
Педагогика
Психология
Социология
Целевая аудитория: 
Методист
Педагог-психолог
Социальный педагог
Учащийся (студент)
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
методическая разработка
Краткое описание ресурса: 
Должностные инструкции участников ППМС сопровождения образовательного процесса. Должностная инструкция - Педагога-психолога

педагогический коллектив
МОУ СОШ №34

г. Владимир

Должностные инструкции участников
ППМС сопровождения образовательного процесса

Педагог-психолог

I. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с Законом РФ "Об образовании", на основе тарифно-квалификационной характеристики педагога-психолога, утвержденной Приказом Министерства образования РФ по согласованию с Министерством труда РФ,  с изменениями и дополнениями, внесенными приказом Минобразования РФ и Госкомвуза.
1.2. Педагог-психолог относится к категории специалистов, назначается и освобождается от должности приказом директора Муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №34 (далее – МОУ СОШ).
1.3. Педагог-психолог непосредственно подчиняется директору МОУ СОШ, в рамках службы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения (далее - Службы) – куратору Службы МОУ СОШ. Профессиональное управление деятельностью педагога-психолога осуществляется руководителем методического объединения психологов города Владимира. Определение основных направлений деятельности осуществляется педагогическим советом МОУ СОШ.
1.4. Педагог-психолог является сотрудником Службы комплексного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения (далее ППМС) школьного учреждения и работает в ней на междисциплинарной основе.

1.5. В должности педагога-психолога МОУ СОШ может работать специалист, имеющий базовое (высшее) профессиональное образование, а также специалист, имеющий высшее педагогическое образование с дополнительной специальностью Психология или прошедший переподготовку по специальности в объеме не менее 1200 часов, без предъявления требований к стажу работы.

1.6. В своей деятельности педагог-психолог руководствуется

  1. Конституцией РФ;
  2. Декларацией прав и свобод человека;
  3. Конвенцией о правах ребенка;
  4. Этическим кодексом психолога;
  5. Законом РФ "Об образовании"; законодательством РФ по вопросам образования;

Гражданским и Трудовым кодексами РФ;

  • решениями Правительства Российской Федерации, органов управления образованием всех уровней по вопросам образования, воспитания, охраны здоровья,  социальной защиты воспитанников;
  • Концепцией модернизации российского образования на пе­риод до 2010 года;
  • Положением о службе практической психологии в образовании Министер­ства образования РФ,
  • Положением о  психологической службе образования Владимирской области,  
  • Уставом, локальными правовыми актами МОУ СОШ;
  • Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряже­ниями директора школы;
  • Правилами и нормами охраны труда, техники безопаснос­ти и противопожарной защиты;
  • настоящей должностной инструкцией;
  • трудовым договором (контрактом);
  • договором взаимоотношений образовательного учреждения  с родителями.

1.7. Педагог-психолог должен знать

  • Конституцию РФ; Конвенцию ООН о правах ре­бенка;
  • Закон РФ "Об образовании"; законодательство РФ по вопросам образования;
  • Устав и локальные акты, регламентирующие организацию образователь­ного процесса в школе;
  • Нормативные и методические документы по вопросам профессиональной и практической деятельности;
  • возрастную педагогику и психологию;
  • современные методы и приемы по оказанию различных ви­дов психологической поддержки всем участникам образовательного процесса в МОУ СОШ (учащимся и их семьям, сотрудникам в областях, связанных с обучением и воспитанием);
  • новейшие достижения практической психологии образования;
  • базисную программу обучения и воспитания детей;
  • инновационные программы нового поколения, реализуемые в образова­тельном учреждении.

1.8. Оплата труда педагога-психолога производится в соответствии с действу­ющей системой оплаты труда по должности.
1.9. Режим рабочего времени педагога-психолога в пределах 36-часовой ра­бочей недели регулируется правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения с учетом выполнения индивидуальной и груп­повой консультативной работы с участниками образовательного процесса в пределах не менее половины недельной продолжительности его рабочего времени. Остальная нагрузка осуществляется как непосредственно в образо­вательном учреждении, так и за его пределами в виде подготовки к индиви­дуальной и групповой консультативной работе, обработки, анализа и обоб­щения полученных результатов, заполнения отчетной документации, а также повышения своей квалификации. (Основание: Приказ Министерства образования РФ от 1 марта 2004 года № 945).

II.  Функции 

2.1. Психолого-педагогическое сопровождение участников процесса лично­стного развития школьников в условиях МОУ СОШ, осуществляемое как пре­дупреждение возникновения проблем, коррекция неблагоприятных тенден­ций, обучение сопровождаемых методам разрешения проблемных ситуаций.
2.2. Осуществление профессиональной деятельности,  направленной на свое­временное личностное развитие и сохранение психологического здоровья детей.
2.3. Осуществление комплекса мероприятий по ранней профилактике небла­гоприятного развития личности ребенка (выявление неблагоприятных факто­ров, детей с интеллектуальными и эмоциональными нарушениями и детей "группы риска" на разных этапах развития).
2.4. Изучение психологических особенностей личности ребенка и образова­тельной среды (выявление факторов, влияющих на развитие учащихся).
2.5. Своевременное оказание психологической помощи, проведение  коррек­ционных мероприятий индивидуальных случаев неблагоприятного развития ребенка в школе.
2.6. Оказание необходимой поддержки администрации, педагогическому коллективу, родителям в решении проблем, связанных с обеспечением пси­хологического благополучия детей (изучение и коррекция детско-родитель­ских отношений,  взаимодействие персонала образовательного учреждения с детьми, личностных особенностей, оказывающих влияние на учебно-воспи­тательный  процесс в школе).
2.7. Установление сотрудничества, взаимодействие со смежными организа­циями по оказанию медицинской и психологической помощи детям и их семьям.
2.8. Оказание консультативной, информационной и методической помощи ро­дителям (лицам, их заменяющим), педагогам и специалистам по пробле­мам психологического развития школьников.

III.  Должностные обязанности

Педагог-психолог обязан
3.1. Вести  профессиональную  деятельность строго в рамках своей профес­сиональной компетенции.
3.2. В решении профессиональных вопросов исходить из интересов ребенка, задач его полноценного психического развития.
3.3. Проводить психодиагностическую и психокоррекционную работу с детьми только с согласия родителей или лиц, их заменяющих.
3.4. Хранить профессиональную тайну, соблюдать требования конфиденци­альности. 
3.5. Обеспечивать охрану жизни и здоровья школьников. Способствовать созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности, установлению гуманных, нравственно здоровых отношений во время учебно-воспитательного процесса в МОУ СОШ.
3.6. Знать новейшие достижения психологической науки, детской, педагоги­ческой и практической психологии. Применять надежные, валидные, научно-обоснованные методы диагностической, развивающей, психопрофилактиче­ской  и психокоррекционной работы.
3.7. Проводить  работу по выявлению детей с интеллектуальными, эмоцио­нальными нарушениями и детей "группы риска" на разных этапах развития.

  • Оказывать помощь детям в решении их психологических проблем, связан­ных с трудностями в обучении и общении, регуляцией эмоциональных состояний, профессиональном самоопределении,  подготовкой к экзаме­нам, адаптацией в кризисные периоды (1, 5, 9 классы).
  • Проводить коррекционно-развивающую работу с учащимися классов КРО и компенсирующего обучения.
  • Консультировать администрацию и педагогов по различным проблемам обучения и воспитания детей, психологическим проблемам в их профес­сиональной деятельности.

3.8. Изучать психологические особенности и личностные проблемы школь­ников,  выявлять интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликт­ные ситуации, отклонения в поведении и развитии детей и своевременно ока­зывать им психологическую помощь и поддержку.
3.9. Проводить коррекцию индивидуальных случаев неблагоприятного разви­тия ребенка в школьном учреждении.
3.10. Осуществлять развивающую работу с детьми, родителями и педагогами в рамках оптимизации учебно-воспитательного процесса в МОУ СОШ.
3.11. Формировать психологическую культуру педагогов и родителей.
3.12. Проводить экспертизу деятельности педагогов и внедряемых образова­тельных программ в части обеспечения психологической комфортности, со­ответствия их безопасности, учета индивидуальных и возрастных особенно­стей детей.
3.13. Анализировать перспективные возможности МОУ СОШ  в области осу­ществления психологического развития участников учебно-воспитательного процесса.
3.14. Проводить  консультационную работу  с воспитателями ГПД, учите­лями, классными руководителями, специалистами,  родителями  и лицами, привлекаемыми к сотрудничеству со школой, по задачам и специфике  пси­хологического развития личности школьника в условиях МОУ СОШ и се­мьи.
3.15. Участвовать

  • в деятельности методических объединений педагогов-психологов города  и других формах методической работы;
  • опытно-экспериментальной деятельности в рамках научно­го экспери­мента, проводимого в МОУ СОШ;
  • в заседаниях Педагогического совета, Службы, психолого-медико-педагоги­ческого консилиума.

3.16. Иметь соответствующие наглядные пособия и матери­алы для проведе­ния психологической диагностики, коррекционно-развивающей работы.
3.17. Оформлять и вести по установленной форме необходимую документа­цию и регистрацию всех видов работ в соответствии с профилем школьного учреждения, аналитико-статистическую отчетность (составлять ежегодный отчет по установленной схеме, отражающий результаты обследования и про­веденного психологического сопровождения школьников, педагогов и роди­телей).
3.18. Выполнять при осуществлении своей профессиональной деятельности Устав МОУ СОШ, соблюдать правила и нормы охраны труда, техники безо­пасности, санитарные и противопожарные правила, трудовую дисциплину, Правила внутреннего трудового распорядка.
3.19. Постоянно повышать свою профессиональную компетентность.

IV. Права

Педагог-психолог имеет право
4.1. Участвовать в управлении школьным учреждением в порядке, опреде­ленном Уставом.
4.2. Требовать от администрации учреждением создания условий, необходи­мых для успешного выполнения профессиональных обязанностей; ока­зания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав, получать от  директора МОУ СОШ и куратора Службы, специалистов информацию и документы по вопросам, входящим в его компетенцию.
4.3. В соответствии с рекомендациями педагогического совета школьного учреждения определять направления работы с детьми и педагогами, выби­рать формы и методы работы, решать вопрос об очередности проведения различных видов работ, выделении приоритетных направлений работы в оп­ределенный период.
4.4. Отказываться от выполнения распоряжений администрации в случаях, если эти распоряжения противоречат профессиональным этическим нормам и задачам работы психологической службы или не могут быть выполнены на основании имеющихся в наличии профессиональных умений и средств.
4.5. Обращаться с запросами во вневедомственные учреждения по установ­ленной форме, знакомиться с необходимой документацией.
4.6. Свободно выбирать и использовать оптимальные средства, формы и ме­тоды психологической работы, вносить изменения в программу, разрабаты­вать и применять апробированные и авторские методики оказания психоло­гической  помощи детям.
4.7. Проводить индивидуальные и групповые психологические обследования   при условии соблюдения принципа добровольности участия испытуемых (детей, педагогов, родителей).
4.8. Разрабатывать программы психологического сопровождения научной и экспериментальной деятельности образовательного учреждения.
4.9. Принимать участие

  • в разработке стратегии развития, образовательной программы МОУ СОШ, концепции, программ и планирования работы Службы;
  • в реализации целевых программ и проектов;
  • в создании соответ­ствующих нормативных документов (разработка положений о функциях данной службы, ком­петенция, обязанности, ответственность);
  • в управлении МОУ СОШ в порядке, определенном Уставом; в разработке управленческих решений;
  • в работе городских и областных семинаров, совещаний, конференций педагогов-психологов.

4.10. Выступать с обобщением опыта своей работы  в научных и научно-популярных периодических изданиях, используя проверенную  информацию.
4.11. Обращаться к специалистам психологической службы вышестоящего уровня для решения спорных вопросов по своей профессиональной дея­тельно­сти.
4.12. Защищать профессиональную честь и достоинство, свои интересы само­стоятельно или через представителей, в том числе адвоката, в случае дисцип­линарного или служебного расследования, связанного с нарушением психо­логической и педагогической этики, на конфиденциальность дисциплинар­ного (служебного) расследования, за исключением случаев, предусмотрен­ных законом. Знакомиться с жалобами и другими документами, содержа­щими оценку работы педагога-психолога, давать по ним объяснения.
4.13. Повышать профессиональную квалификацию, аттестовываться на доб­ровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и по­лучить ее в случае успешного прохождения аттестации.
4.14. Использовать все льготы и преимущества (продолжительность очеред­ного отпуска, порядок пенсионного обеспечения), предусмотренные законо­дательством РФ по должности, а также пользоваться правами, предусмотрен­ными Трудового Кодекса РФ и другими законодательными актами, Уставом, Положением о школьном учреждении, Правилами внутреннего трудового распорядка, договором о взаимоотношениях образовательного учреждения с родителями.

V. Ответственность

5.1. Педагог-психолог в соответствии с действующим законодательством РФ   несет дисциплинарную, материальную и уголовную ответственность за неис­пол­нение или ненадлежащее исполнение без уважитель­ных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, законных распоряжений директора и куратора Службы, иных локальных нормативных актов, долж­ностных обязанностей, установленных должност­ной инструкцией.
5.2. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинар­ного наказания может быть применено увольнение.
5.3. В установленном законодательством порядке педагог-психолог несет ответственность  за жизнь, здоровье детей и нарушение их прав и свобод во время проведения видов психологической работы.
5.4. За применение, в том числе и однократное, методов работы, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью ребенка, а также совершение иного аморального поступка, педагог-психолог может быть ос­вобожден от занимаемой должности в соответствии с Трудовым  Кодексом РФ и Законом РФ "Об образовании".  Увольнение в данном случае не явля­ется мерой дисциплинарной ответственности.
5.5. Педагог-психолог несет персональную ответственность за

  • охрану жизни и здоровья ребенка во время проведения учебно-воспита­тельного процесса;
  • неразглашение конфиденциальной  информации;
  • правильность психологического диагноза, адекватность используемых диагностических и коррекционных методов, обоснованность психоло­гических рекомендаций;
  • необоснованное вынесение заключения (в рамках своей компетенции) по обследованию ребенка, повлекшее за собой ухудшение его физиче­ского или психического здоровья;
  • сохранение протоколов обследований и документации, содержащей кон­фиденциальную информацию, их оформление в установленном по­рядке;
  • нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-ги­гиенических правил в ходе учебно-воспитательного процесса;
  • виновное причинение ущерба школе в связи с недобросовестным испол­не­нием или неисполнением своих должностных обязанно­стей, сохран­ность материальных ценностей, выданных под расписку мате­риально от­ветственным лицом.

VI. Взаимоотношения. Связи по должности

6.1. Самостоятельно планирует свою работу на год (исходя из плана работы МОУ СОШ и Службы), полугодие, месяц. Планы согласуются с куратором и специалистами  Службы, утверждаются директором МОУ СОШ. План утверждается руководителем не позднее пяти дней с начала планируемого периода.
6.2. Предоставляет директору МОУ СОШ и куратору Службы письменный отчет о своей деятельности по окончании учебного года.
6.3. Анализирует запросы специалистов Службы, оценивая их содержание с позиции сферы  компетенции психолога, определяет стратегии работы с ними.
6.4. Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией, родителями, педагогами и другими субъектами сопровождения; участвует в подготовке и работе ПМПк, педсоветов.
6.5. Педагог-психолог осуществляет тесное взаимодействие с воспитателями групп продленного дня, классными руководителями, педагогами и специали­стами школы, организует либо участвует в совместной работе  по програм­мам психологического сопровождения детей, профилактике неблагоприятного развития школьников.
6.6. Входит в состав методического объединения педагогов – психологов города, получает поддержку и осуществляет консультативную деятельность по профессиональной линии.
6.7. Передает администрации МОУ СОШ информацию, полученную непосредственно на совещаниях, семинарах, методических объединениях и др.
6.8.   Подотчетен Совету педагогов.

Получает информацию:

От директора школы

  • о количестве детей при комплектовании коррекционно-развивающих групп, заключениях
  • о личностных и интеллектуальных нарушениях, вынесенных специалистами ПМПК;
  • о задачах МОУ СОШ на каждый учебный год; 
  • о нормативных документах (в том числе и должностной инструкции);
  • о состоянии учебно–воспитательной  работы в школе; правилах внутреннего трудового распорядка.

От заместителя директора по УВР

  • о состоянии коррекционно-развивающей работы в школе;
  • о ежемесячном и перспективном планировании работы;
  • о расписании занятий;
  • об оформлении наглядной агитации.

От куратора Службы сопровождения

  • о плане работы Службы на каждый учебный год;
  • о количестве детей, нуждающихся в сопровождении;
  • о заявках на ПМПк.

От медицинских работников

  • о состоянии здоровья детей;
  • о результатах их обследования психоневрологом.

От учителя–логопеда

  • об уровне речевого развития;
  • о специфических речевых нарушениях различного генеза и структуры дефекта.
     

От учителя–дефектолога

  • об уровне интеллектуального и сенсорного развития;
  • о специфических нарушениях различного генеза и структуры дефекта.

От социального педагога

  • о социальном портрете семей школьников;
  • о  проблемах их социального развития.

От классных руководителей, учителей, воспитателей

  • о ГПД об усвоении учащимися программного материала;
  • о индивидуально–типологических особенностях детей;
  • о взаимодействии в социуме.

Передает информацию:


директору МОУ СОШ

  • о планировании работы на каждый учебный год;
  • о количестве детей, посещающих занятия;
  • об эффективности проведенной коррекционной работы на конец учебного года.

Заместителю директора по УВР

  • о результатах диагностики интеллектуального;
  • о личностного развития детей в начале и в конце учебного года;
  • о циклограмме работы на учебный год;
  • о выполнении плана работы.

Куратору Службы сопровождения

  • о детях, рекомендованных для ППМС сопровождения.

Медицинским работникам

  • об учащихся, которые нуждаются в дополнительном медицинском обследовании;
  • о состоянии их здоровья;
  • о соблюдении ими правил гигиены и санитарии.


Учителю-логопеду

  • о психологических особенностях детей;
  • о проблемах в их эмоционально-волевом развитии.

Социальному педагогу

  • о психологических особенностях развития детей;
  • методические рекомендации по работе с детьми;
  • имеющими проблемы в психическом развитии.

Учителю-дефектологу

  • об особенностях эмоционально – волевой, интеллектуальной и личностной сферах учащихся.

Воспитателю ГПД, учителю, классному руководителю

  • представляет информацию об особенностях адаптационного периода;
  • проблемах воспитания;
  • проблемах обучения и развития школьников.

Документация

  • План работы на год (отдельный либо совместный со специалистами Службы).
  • Циклограмма деятельности на месяц, график (расписание) на рабочую неделю.
  • Журнал учета проведенной работы по направлениям: психодиагностика,  психологическое просвещение, психологическое консультирование, психопрофилактика, коррекционно-развивающая работа, экспертная деятельность, организационно-методическая работа (участие в МО, разработка диагностических, коррекционных и развивающих программ, повышение квалификации).
  • Аналитические и статистические справки по итогам проведенной работы.
  • Документы по организации взаимодействия с педагогами и  специалистами МОУ СОШ.
  • Учет посещаемости занятий детьми.
  • Аналитический отчет за год (отдельный либо совместный со специалистами Службы).