педагогический коллектив
МОУ СОШ №34
I. Общие положения
1.1. Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с Законом РФ "Об образовании", на основе тарифно-квалификационной характеристики педагога-психолога, утвержденной Приказом Министерства образования РФ по согласованию с Министерством труда РФ, с изменениями и дополнениями, внесенными приказом Минобразования РФ и Госкомвуза.
1.2. Педагог-психолог относится к категории специалистов, назначается и освобождается от должности приказом директора Муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №34 (далее – МОУ СОШ).
1.3. Педагог-психолог непосредственно подчиняется директору МОУ СОШ, в рамках службы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения (далее - Службы) – куратору Службы МОУ СОШ. Профессиональное управление деятельностью педагога-психолога осуществляется руководителем методического объединения психологов города Владимира. Определение основных направлений деятельности осуществляется педагогическим советом МОУ СОШ.
1.4. Педагог-психолог является сотрудником Службы комплексного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения (далее ППМС) школьного учреждения и работает в ней на междисциплинарной основе.
1.6. В своей деятельности педагог-психолог руководствуется
Гражданским и Трудовым кодексами РФ;
1.7. Педагог-психолог должен знать
1.8. Оплата труда педагога-психолога производится в соответствии с действующей системой оплаты труда по должности.
1.9. Режим рабочего времени педагога-психолога в пределах 36-часовой рабочей недели регулируется правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения с учетом выполнения индивидуальной и групповой консультативной работы с участниками образовательного процесса в пределах не менее половины недельной продолжительности его рабочего времени. Остальная нагрузка осуществляется как непосредственно в образовательном учреждении, так и за его пределами в виде подготовки к индивидуальной и групповой консультативной работе, обработки, анализа и обобщения полученных результатов, заполнения отчетной документации, а также повышения своей квалификации. (Основание: Приказ Министерства образования РФ от 1 марта 2004 года № 945).
II. Функции
2.1. Психолого-педагогическое сопровождение участников процесса личностного развития школьников в условиях МОУ СОШ, осуществляемое как предупреждение возникновения проблем, коррекция неблагоприятных тенденций, обучение сопровождаемых методам разрешения проблемных ситуаций.
2.2. Осуществление профессиональной деятельности, направленной на своевременное личностное развитие и сохранение психологического здоровья детей.
2.3. Осуществление комплекса мероприятий по ранней профилактике неблагоприятного развития личности ребенка (выявление неблагоприятных факторов, детей с интеллектуальными и эмоциональными нарушениями и детей "группы риска" на разных этапах развития).
2.4. Изучение психологических особенностей личности ребенка и образовательной среды (выявление факторов, влияющих на развитие учащихся).
2.5. Своевременное оказание психологической помощи, проведение коррекционных мероприятий индивидуальных случаев неблагоприятного развития ребенка в школе.
2.6. Оказание необходимой поддержки администрации, педагогическому коллективу, родителям в решении проблем, связанных с обеспечением психологического благополучия детей (изучение и коррекция детско-родительских отношений, взаимодействие персонала образовательного учреждения с детьми, личностных особенностей, оказывающих влияние на учебно-воспитательный процесс в школе).
2.7. Установление сотрудничества, взаимодействие со смежными организациями по оказанию медицинской и психологической помощи детям и их семьям.
2.8. Оказание консультативной, информационной и методической помощи родителям (лицам, их заменяющим), педагогам и специалистам по проблемам психологического развития школьников.
III. Должностные обязанности
Педагог-психолог обязан
3.1. Вести профессиональную деятельность строго в рамках своей профессиональной компетенции.
3.2. В решении профессиональных вопросов исходить из интересов ребенка, задач его полноценного психического развития.
3.3. Проводить психодиагностическую и психокоррекционную работу с детьми только с согласия родителей или лиц, их заменяющих.
3.4. Хранить профессиональную тайну, соблюдать требования конфиденциальности.
3.5. Обеспечивать охрану жизни и здоровья школьников. Способствовать созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности, установлению гуманных, нравственно здоровых отношений во время учебно-воспитательного процесса в МОУ СОШ.
3.6. Знать новейшие достижения психологической науки, детской, педагогической и практической психологии. Применять надежные, валидные, научно-обоснованные методы диагностической, развивающей, психопрофилактической и психокоррекционной работы.
3.7. Проводить работу по выявлению детей с интеллектуальными, эмоциональными нарушениями и детей "группы риска" на разных этапах развития.
3.8. Изучать психологические особенности и личностные проблемы школьников, выявлять интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении и развитии детей и своевременно оказывать им психологическую помощь и поддержку.
3.9. Проводить коррекцию индивидуальных случаев неблагоприятного развития ребенка в школьном учреждении.
3.10. Осуществлять развивающую работу с детьми, родителями и педагогами в рамках оптимизации учебно-воспитательного процесса в МОУ СОШ.
3.11. Формировать психологическую культуру педагогов и родителей.
3.12. Проводить экспертизу деятельности педагогов и внедряемых образовательных программ в части обеспечения психологической комфортности, соответствия их безопасности, учета индивидуальных и возрастных особенностей детей.
3.13. Анализировать перспективные возможности МОУ СОШ в области осуществления психологического развития участников учебно-воспитательного процесса.
3.14. Проводить консультационную работу с воспитателями ГПД, учителями, классными руководителями, специалистами, родителями и лицами, привлекаемыми к сотрудничеству со школой, по задачам и специфике психологического развития личности школьника в условиях МОУ СОШ и семьи.
3.15. Участвовать
3.16. Иметь соответствующие наглядные пособия и материалы для проведения психологической диагностики, коррекционно-развивающей работы.
3.17. Оформлять и вести по установленной форме необходимую документацию и регистрацию всех видов работ в соответствии с профилем школьного учреждения, аналитико-статистическую отчетность (составлять ежегодный отчет по установленной схеме, отражающий результаты обследования и проведенного психологического сопровождения школьников, педагогов и родителей).
3.18. Выполнять при осуществлении своей профессиональной деятельности Устав МОУ СОШ, соблюдать правила и нормы охраны труда, техники безопасности, санитарные и противопожарные правила, трудовую дисциплину, Правила внутреннего трудового распорядка.
3.19. Постоянно повышать свою профессиональную компетентность.
IV. Права
Педагог-психолог имеет право
4.1. Участвовать в управлении школьным учреждением в порядке, определенном Уставом.
4.2. Требовать от администрации учреждением создания условий, необходимых для успешного выполнения профессиональных обязанностей; оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав, получать от директора МОУ СОШ и куратора Службы, специалистов информацию и документы по вопросам, входящим в его компетенцию.
4.3. В соответствии с рекомендациями педагогического совета школьного учреждения определять направления работы с детьми и педагогами, выбирать формы и методы работы, решать вопрос об очередности проведения различных видов работ, выделении приоритетных направлений работы в определенный период.
4.4. Отказываться от выполнения распоряжений администрации в случаях, если эти распоряжения противоречат профессиональным этическим нормам и задачам работы психологической службы или не могут быть выполнены на основании имеющихся в наличии профессиональных умений и средств.
4.5. Обращаться с запросами во вневедомственные учреждения по установленной форме, знакомиться с необходимой документацией.
4.6. Свободно выбирать и использовать оптимальные средства, формы и методы психологической работы, вносить изменения в программу, разрабатывать и применять апробированные и авторские методики оказания психологической помощи детям.
4.7. Проводить индивидуальные и групповые психологические обследования при условии соблюдения принципа добровольности участия испытуемых (детей, педагогов, родителей).
4.8. Разрабатывать программы психологического сопровождения научной и экспериментальной деятельности образовательного учреждения.
4.9. Принимать участие
4.10. Выступать с обобщением опыта своей работы в научных и научно-популярных периодических изданиях, используя проверенную информацию.
4.11. Обращаться к специалистам психологической службы вышестоящего уровня для решения спорных вопросов по своей профессиональной деятельности.
4.12. Защищать профессиональную честь и достоинство, свои интересы самостоятельно или через представителей, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного или служебного расследования, связанного с нарушением психологической и педагогической этики, на конфиденциальность дисциплинарного (служебного) расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом. Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку работы педагога-психолога, давать по ним объяснения.
4.13. Повышать профессиональную квалификацию, аттестовываться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получить ее в случае успешного прохождения аттестации.
4.14. Использовать все льготы и преимущества (продолжительность очередного отпуска, порядок пенсионного обеспечения), предусмотренные законодательством РФ по должности, а также пользоваться правами, предусмотренными Трудового Кодекса РФ и другими законодательными актами, Уставом, Положением о школьном учреждении, Правилами внутреннего трудового распорядка, договором о взаимоотношениях образовательного учреждения с родителями.
V. Ответственность
5.1. Педагог-психолог в соответствии с действующим законодательством РФ несет дисциплинарную, материальную и уголовную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, законных распоряжений директора и куратора Службы, иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных должностной инструкцией.
5.2. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.
5.3. В установленном законодательством порядке педагог-психолог несет ответственность за жизнь, здоровье детей и нарушение их прав и свобод во время проведения видов психологической работы.
5.4. За применение, в том числе и однократное, методов работы, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью ребенка, а также совершение иного аморального поступка, педагог-психолог может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с Трудовым Кодексом РФ и Законом РФ "Об образовании". Увольнение в данном случае не является мерой дисциплинарной ответственности.
5.5. Педагог-психолог несет персональную ответственность за
VI. Взаимоотношения. Связи по должности
6.1. Самостоятельно планирует свою работу на год (исходя из плана работы МОУ СОШ и Службы), полугодие, месяц. Планы согласуются с куратором и специалистами Службы, утверждаются директором МОУ СОШ. План утверждается руководителем не позднее пяти дней с начала планируемого периода.
6.2. Предоставляет директору МОУ СОШ и куратору Службы письменный отчет о своей деятельности по окончании учебного года.
6.3. Анализирует запросы специалистов Службы, оценивая их содержание с позиции сферы компетенции психолога, определяет стратегии работы с ними.
6.4. Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией, родителями, педагогами и другими субъектами сопровождения; участвует в подготовке и работе ПМПк, педсоветов.
6.5. Педагог-психолог осуществляет тесное взаимодействие с воспитателями групп продленного дня, классными руководителями, педагогами и специалистами школы, организует либо участвует в совместной работе по программам психологического сопровождения детей, профилактике неблагоприятного развития школьников.
6.6. Входит в состав методического объединения педагогов – психологов города, получает поддержку и осуществляет консультативную деятельность по профессиональной линии.
6.7. Передает администрации МОУ СОШ информацию, полученную непосредственно на совещаниях, семинарах, методических объединениях и др.
6.8. Подотчетен Совету педагогов.
Получает информацию:
От директора школы
От заместителя директора по УВР
От куратора Службы сопровождения
От медицинских работников
От учителя–логопеда
От учителя–дефектолога
От социального педагога
От классных руководителей, учителей, воспитателей
Передает информацию:
директору МОУ СОШ
Заместителю директора по УВР
Куратору Службы сопровождения
Медицинским работникам
Учителю-логопеду
Социальному педагогу
Учителю-дефектологу
Воспитателю ГПД, учителю, классному руководителю
Документация