Должностная инструкция - Учителя физической культуры

Данные об авторе
Автор(ы): 
педагогический коллектив МОУ СОШ №34
Место работы, должность: 
МОУ СОШ №34, г. Владимир
Регион: 
Владимирская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
начальное общее образование
основное общее образование
среднее (полное) общее образование
дополнительное образование детей
специальное (коррекционное) образование
школы-интернаты, детские дома
Класс(ы): 
Все классы
Предмет(ы): 
Педагогика
Физическая культура
Целевая аудитория: 
Методист
Учащийся (студент)
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
методическая разработка
нормативный документ
Краткое описание ресурса: 
Должностные инструкции участников ППМС сопровождения образовательного процесса. Должностная инструкция - Учителя физической культуры.

педагогический коллектив
МОУ СОШ №34

г. Владимир

Должностные инструкции участников
ППМС сопровождения образовательного процесса

 

Учитель физической культуры

I. Общие положения

1.1.Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с Законом РФ "Об образовании", на основе тарифно-квалификационной характеристики  инструктора по физической культуре, утверждённой Приказом Минобразования РФ и Госкомвуза  РФ по согласованию с Минтруда РФ, и в соответствии с Положением об аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений.
1.2. Учитель физкультуры относится к категории специалистов, назначается на должность и увольняется  приказом директора Муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа (далее – МОУ СОШ №34).
1.3. Учитель по физической культуре непосредственно подчиняется директору МОУ СОШ, по отдельным направлениям - заместителю директора по учебно-воспитательной  работе (далее - УВР), в рамках службы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения (далее – Службы сопровождения) – куратору  Службы МОУ СОШ.
1.4. Учитель по физической культуре является сотрудником Службы и работает в ней на междисциплинарной основе.
1.5. В должности учителя  по физической культуре МОУ СОШ может работать специалист, имеющий базовое (высшее) профессиональное образование, а также специалист, имеющий высшее педагогическое образование  без предъявления требований к стажу работы.

1.6. В своей деятельности учитель по  физической культуре руководствуется

  • Конституцией РФ;
  • Декларацией прав и свобод человека;
  • Законом РФ "Об образовании";
  • законодательством РФ по вопросам образования;
  • решениями Правительства РФ, органов управления образованием всех уровней по вопросам образования, воспитания, охраны здоровья,  социальной защиты воспитанников;
  • Гражданским и Трудовым кодексами РФ;
  • Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года;
  • решениями Правительства Российской Федерации;
  • Уставом, локальными правовыми актами МОУ СОШ;
  • Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора школы;
  • Правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;
  • настоящей должностной инструкцией;
  • трудовым договором;
  • договором взаимоотношений образовательного учреждения с родителями.

Предлагаемый перечень может быть дополнен
нормативно-правовыми актами регионального и местного уровней.

 

1.7. Учитель  по физической культуре должен знать

  • Конституцию РФ; Конвенцию ООН о правах ребёнка;
  • Закон РФ "Об образовании";
  • законодательство РФ по вопросам образования;
  • Устав и локальные акты, регламентирующие организацию образовательного процесса в МОУ СОШ;
  • Нормативные и методические документы по вопросам профессиональной и практической деятельности;
  • базисную программу обучения и воспитания детей;
  • инновационные программы нового поколения, реализуемые в МОУ СОШ;
  • возрастную педагогику и психологию;
  • современные методы и приемы по оказанию различных видов физкультурно-оздоровительной помощи детям;
  • новейшие достижения школьной педагогики и практики в области здоровьесбережения в образовательном процессе;

1.8. Оплата труда учителя  по физической культуре производится в соответствии с действующей системой оплаты труда по должности.
1.9. Учитель  по физической культуре работает в режиме нормиро­ванного рабочего дня по графику, составленному, исходя из 30-часовой рабочей недели, и утверждённому директором МОУ СОШ.

 

II.   Функции

2.1. Участие в образовательном процессе, направленном на сохранение и укрепление здоровья, предупреждение, компенсацию и коррекцию отклонений в физическом развитии детей.
2.2.  Проведение углубленного  обследования школьников МОУ СОШ для определения уровня физического развития и физической подготовленности, специфических  нарушений в физическом развитии и состоянии здоровья детей.
2.3. Осуществление комплекса мероприятий по физическому развитию уча­щихся МОУ СОШ.
2.4. Практическое использование в работе с детьми апробированных  методик по  выявлению отклонений в состоянии здоровья и физическом развитии детей,  своевременном оказании им коррекционной помощи, исправлению отклонений и восстановлению нарушенных функций в физическом развитии.
2.5. Установление сотрудничества взаимодействия, координация  деятельности  городских и областных органов власти, муниципальных служб, учреждений и организаций, осуществляющих различные направления работы по физическому развитию и физической культуре детей.
2.6. Оказание консультативной и методической помощи педагогам, специалистам, родителям по проблемам физического развития воспитанников с целью профилактики и коррекции выявленных нарушений физического развития школьников, применению специальных методик и приемов оказания помощи детям, имеющим отклонения в физическом развитии.
2.7. Активизация и совершенствование в МОУ СОШ работы по пропаганде здорового образа жизни, популяризация занятий физической культурой и спортом, формирование осознанной мотивации ценностей здорового образа жизни школьников, детского и взрослого населения города.

III.   Должностные обязанности

Учитель  по физической культуре обязан
3.1. Вести  профессиональную  деятельность строго в рамках своей компетенции.
3.2.Способствовать созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности воспитанников. Обеспечивать охрану жизни и здоро­вья обучающихся во время воспитательно-образовательного процесса.
3.3. Обеспечить индивидуально-дифференцированный  подход  к подбору и комплектованию групп школьников  для проведения физкультурных занятий и оздоровительных мероприятий; безопасность детей, эмоциональный ком­форт в период занятий физическими упражнениями.
3.4. Соблюдать санитарно-гигиенические требования и режим физической нагрузки во время проведения физкультурных занятий и физкультурно-оздоровительных мероприятий;  правила техники безопасности при использовании спортивного оборудования и инвентаря. Осуществлять контроль состояния, эксплуатации и хранения имеющихся спортивных сооружений и физкультурного оборудования.
3.5. Изучать особенности физического развития и устанавливать уровень физической подготовленности учащихся. Обследовать учащихся, составлять  по результатам обследования заключения, доводить их в допустимом объеме до сведения педагогов и родителей (с целью их ориентации на проблемы физического развития школьника). Проводить диагностическое обследование физической подготовленности детей 2 раза в год.
3.6.Определять задачи, формы, методы физкультурно-оздоровительной работы. Организовывать различные виды физкультурно-оздоровительной деятельности воспитанников и взрослых, коррекционно-диагностическую и воспитательно-образовательную работу  по определенной программе, направленной на обеспечение дальнейшей  физической готовности  и  адаптации воспитанников к школьному обучению.
3.7.Взаимодействовать с педагогами, родителями (законными представителями) воспитанников, в том числе и с ограниченными физическими возможностями. Принимать меры по физической реабилитации воспитанников, имеющих отклонения в состоянии здоровья, низкий уровень физического развития  и слабую физическую подготовку.
3.8.Анализировать перспективные возможности образовательного учреждения в области осуществления проектов адаптации детей школьного  возраста  к условиям  МОУ СОШ.

3.9. Прогнозировать, планировать и организовывать

  • ресурсное обеспечение проектов и программ физического развития воспитанников;
  • мероприятия по повышению профессиональной компетентности педагогов и родителей по проблемам физического развития и подготовки детей;
  • сбор и накопление информации о детях, имеющих проблемы в физическом развитии;
  • систему внешних связей МОУ СОШ, необходимых для успешного осуществления проектов и программ по физическому развитию воспитанников;
  • систему контроля за реализацией программ физического развития детей в МОУ СОШ, обеспечивать совместно с медицинской службой контроль за физическим развитием и физической подготовленностью  детей;
  • выполнение принятых решений в области физического развития и физической подготовки;
  • дальнейшее физическое развитие  воспитанников школы.

3.10. Разрабатывать и использовать

  • нормативные документы, программно-методическое обеспечение по проек­там и программам развития МОУ СОШ в рамках приоритетного направления по физическому воспитанию и физической культуре школьников;
  • внедрять в практику работы новые технологии и вариативные  программы по здоровьесбережению, физическому  развитию и воспитанию детей;
  • апробированные и авторские программы, циклы занятий, направленные на профилактику и устранение проблем в физическом развитии воспитанников;
  • участвовать в разработке рекомендаций  для  педагогов, специалистов и  родителей по работе с  детьми, имеющими проблемы в физическом развитии.

3.11. Организовывать кружковую работу с детьми "групп риска", имеющими проблемы в состоянии здоровья и физического развития, а также секционную работу с детьми, имеющим высокий уровень физического развития и физической подготовленности.
3.12. Проводить  консультационную работу  с воспитателями, специалистами,  родителями  и лицами, привлекаемыми к сотрудничеству со школой, по задачам и специфике физического развития школьников в условиях МОУ СОШ и семьи.
3.13. Формировать у воспитанников осознанную мотивацию ценностей здорового образа жизни, пропагандировать его, популяризировать занятия массовой физической культурой и спортом у детского и взрослого населения города.
3.14. Участвовать

  • в методических объединениях и других формах методической работы, проводимой  в рамках профессиональной деятельности;
  • в опытно-экспериментальной деятельности в рамках научного эксперимента, проводимого в МОУ СОШ;
  • в заседаниях Педагогического совета, Службы ППМС сопровождения, психолого-медико-педагогического консилиума (далее -  ПМПк);
  • в мероприятиях, проводимых для родителей (собраниях,  семинарах- практикумах, круглых столах и др.).

3.15. Иметь соответствующие наглядные пособия и материалы для обследования детей и проведения  работы по физическому развитию воспитанников.
3.16. Оформлять и вести по установленной форме необходимую документацию, аналитико-статистическую отчетность: составлять ежегодный отчет по установленной схеме, отражающий результаты обследования и проведенного   сопровождения учащихся, педагогов и родителей.
3.17. Выполнять при осуществлении своей профессиональной деятельности Устав МОУ СОШ, соблюдать правила и нормы охраны труда, техники безопасности, санитарные и противопожарные правила, трудовую дисциплину,  Правила внутреннего трудового распорядка.
3.18. Повышать свою профессиональную квалификацию согласно действующим нормативным документам.
3.19. Представлять опыт своей работы в рамках школьного учреждения и на городском уровне (соревнования, конкурсы, спортивные фестивали, праздники).

IV.   Права

Учитель по физической культуре имеет право
4.1.Требовать от администрации МОУ СОШ ока­зания содействия в исполне­нии своих должностных обязанностей и прав, создания условий, необходи­мых для успешного выполнения профессиональных обязанностей; получать от директора МОУ СОШ и куратора Службы, специалистов информацию и до­кументы по вопросам, входящим в его компетенцию.
4.2.Устанавливать от имени МОУ СОШ деловые контакты с организациями, специалистами различных служб, ведомств и административных органов, занимающимися проблемами физической культуры и воспитания населения города.
4.3. Проводить обследование детей, связанное с определе­нием уровня физи­ческого развития учащихся.
4.4.Свободно выбирать и использовать оптимальные средства, формы и ме­тоды физкультурно-оздоровительной работы, вносить изменения в про­грамму, разрабатывать и применять апробированные и авторские методики физического развития и оказания коррекционной помощи  детям.
4.5. Принимать участие

  • в разработке стратегии развития, образовательной программы, концепции МОУ СОШ, программы и планировании работы Службы;
  • в создании соответствующих нормативных документов (разработка положений о функциях данной службы, компетенции, обязанности, ответственность);
  • в управлении МОУ СОШ в порядке, определенном Уставом; в разработке управленческих решений;
  • в работе городских и областных семинаров, совещаний, конференций с участием инструкторов по физической культуре.

4.6. Выступать с обобщением опыта своей работы  в научных и научно-популярных периодических изданиях, используя проверенную  информацию.
4.7.Защищать свою профессиональную честь, достоинство и интересы самостоятельно или через представителей, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного или служебного расследования, связанного с нарушением педаго­гической этики, на конфиденциальность дисциплинарного (служебного) расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом. Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения.
4.8.Повышать профессиональную квалификацию, аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию.
4.9. Использовать все льготы и преимущества (продолжительность очередного отпуска, порядок пенсионного обеспечения), предусмотренные законодательством РФ по должности, а также пользоваться правами, предусмотренными Трудового Кодекса РФ и другими законодательными актами, Уставом, Положением о школьном учреждении, Правилами внутреннего трудового распорядка, договором о взаимоотношениях МОУ СОШ с родителями.

V.   Ответственность

5.1. Учитель по физической культуре в установленном законодательством РФ порядке несет дисциплинарную, материальную и уголовную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка МОУ СОШ, законных распоряжений директора, заместителя директора  по УВР,  куратора Службы, иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных должностной инструкцией.
За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.
5.2. За применение, в том числе и однократное, методов работы, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью ребенка, а также совершение иного аморального поступка учитель  по  физической культуре может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии
с Трудовым  Кодексом РФ и Законом РФ "Об образовании".  Увольнение в данном случае не является мерой дисциплинарной ответственности.
5.3. Учитель  по физической культуре несет персональную ответственность за

  • соблюдение трудовой дисциплины, правил производственной санитарии и противопожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил в ходе воспитательно-образовательного процесса;
  • за нарушение прав и свобод ребенка;
  • охрану жизни и здоровья ребенка во время проведения воспитательно-образовательного процесса;
  • виновное причинение МОУ СОШ ущерба в связи с недобросовестным исполне­нием или неисполнением своих должностных обязанностей, сохранность материальных ценностей, выданных под расписку материально ответственным лицом, имущества, находящегося в  физкультурном зале и кабинете учителя по физической культуре;
  • конфиденциальность полученных при обследовании материалов и сведений;
  • необоснованное вынесение заключения (в рамках своей компетенции) по обследованию ребенка, повлекшее за собой ухудшение  физического или психического здоровья последнего, результаты коррекционной работы, проводимой с каждым ребенком;
  • ведение документации и ее сохранность;
  • за реализацию не в полном объеме образовательной программы в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса.

VI. Взаимоотношения. Связи по должности

6.1. Получает от директора МОУ СОШ, заместителя директора по УВР и куратора Службы информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под роспись с соответствующими документами.
6.2.Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией и другими субъектами сопровождения, с родителями. С целью создания условий, оптимальных для функционирования школы, поддерживает контакт с организациями и учреждениями, занимающимися вопросами физической культуры и спорта детского населения.
6.3. Учитель по физической культуре осуществляет тесное взаимодействие с учителями, классными руководителями и  специалистами учреждения по реализации задач физического развития ребёнка, по закреплению положительных результатов физического развития, посредством периодических обследований ребенка.
6.4.Участвует в подготовке и работе ПМПк, педсоветов, родительских собраний.
6.5. Информирует куратора Службы и директора образовательного учреждения о возникших трудностях в работе с родителями и различными службами.
6.6.Самостоятельно планирует свою работу на год (согласно плану работы МОУ СОШ и Службы) и месяц. Планы согласуются с куратором и специалистами  Службы и утверждаются директором. (План утверждается руководителем не позднее пяти дней с начала планируемого периода.)
6.7. Предоставляет директору школы и куратору Службы письменный отчет о своей деятельности по окончании учебного года.
6.8.Входит в состав методического объединения инструкторов по физической культуре, получает поддержку и осуществляет консультативную деятельность по профессиональной линии.
6.9. Передает администрации школы информацию, полученную непосредственно на совещаниях, семинарах, методических объединениях и др.
6.10. Подотчетен Совету педагогов.
Для достижения общей цели и для эффективности выполнения обязанностей учитель по физической культуре сотрудничает с другими сотрудниками школы и регулярно обменивается следующей информацией.

Получает информацию
от директора МОУ СОШ о количестве детей при комплектовании групп, по работе с нормативными документами (в том числе и должностной инструкцией), о состоянии воспитательно-оздоровительной работы в школе, по соблюдению правил инструкции и правил внутреннего трудового распорядка.
От заместителя директора по УВР о состоянии коррекционно-развивающей и физкультурно-оздоровительной работы  образовательного учреждения, по ежемесячному и перспективному планированию работы, расписании занятий, оформлению наглядной агитации
От куратора Службы о плане работы Службы на каждый учебный год, количестве детей, нуждающихся в сопровождении, заявках на ПМПк.
От медицинских работников о состоянии здоровья детей, об индивидуальных нормах физической нагрузки на ребенка.
От педагога-психолога о психофизических особенностях детей,  методические рекомендации по работе с детьми, имеющими дефицит внимания.
От социального педагога о социальном портрете семей воспитанников и методические рекомендации по организации и формам работы с родителями, по подбору подвижных игр, способствующих процессу социализации ребенка и адаптации к условиям школы.
От музыкального руководителя рекомендации по подбору музыкально-певческого репертуара,  двигательно-ритмического материала для выполнения ритмических движений и физических упражнений.
Передает информацию

директору МОУ СОШ о количестве детей, посещающих индивидуальные и групповые занятия, о состоянии оздоровительной работы в школе, результатах диагностики физической подготовленности детей в начале и в конце учебного года.
Заместителю директора по УВР о результатах диагностики физического развития детей в начале и в конце учебного года, циклограммы работы на учебный год, планирование работы на учебный год, анализ выполнения плана работы, оформление наглядной агитации.
Куратору Службы представления-характеристики на детей, взятых на ППМС сопровождение.
Медицинским работникам о детях, нуждающихся в дополнительном медицинском обследовании, состоянии их здоровья, соблюдении правил гигиены и санитарии, распределении детей по группам здоровья: профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата; часто болеющие дети;  группа общей физической подготовки.
Педагогу-психологу о психофизических  особенностях   детей, проблемах  эмоционально-волевого развития.
Социальному педагогу  о работе с родителями.
Классному руководителю о посещаемости занятий детьми, о состоянии здоровья детей при делении на подгруппы, о наличие спортивной формы у детей, проведении физкультурно-оздоровительной работы вне учебных занятий, индивидуальной работе с детьми по овладению навыками и техникой выполнения упражнений, организации коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющих проблемы в состоянии здоровья и физическом развитии.

Документация

  • Перспективный план работы (с учетом задач годового плана МОУ СОШ).
  • Календарные планы работы с учетом индивидуальной работы с детьми.
  • Циклограмма рабочего времени.
  • Документация по диагностике физического развития и физической подготовленности детей (паспорта здоровья или индивидуальные карты по физической подготовленности детей и др.).
  • Протоколы диагностических занятий.
  • Нормативные показатели физической подготовленности.
  • Учет посещаемости внегрупповых занятий (группы здоровья, спортивные секции, группы общей физической подготовки).
  • Анализ работы за учебный год.