Детям из семей-мигрантов требуется не менее шести лет, чтобы овладеть языком преподавания в школах на уровне одноклассников-носителей

В настоящее время в школах становится всё больше детей из семей–мигрантов, которые не говорят на языке своих одноклассников.  Учёные Жеронского Университета оценили уровень владения этими детьми каталонским и испанским и пришли к выводу, что на освоение ими языка на уровне своих одноклассников–носителей требуется не менее шести лет. Исследователи предложили адаптировать новую систему, которая будет способствовать развитию детей из семей-мигрантов на уровне их одноклассников с родным испанским и каталонским языками. Эта система вполне успешно уже была использована в других странах.

«Наряду с привлечением результатов предыдущих исследований мы также произвели оценку владения учащимися дошкольных заведений и учреждений младшей школы языками, на которых ведётся преподавание в. Мы обнаружили, что уровень детей из семей мигрантов существенно уступает уровню владения этими языками детьми из испаноговорящих семей», - заявил Хосе Игнасио Била, глава института возрастной и педагогической психологии и исследователь Жеронского Университета.

Била и его команда произвели оценку владения испанским и каталонским у 153 учащихся, родным языком которых является арабский, 45 учащихся с родным румынским и 259 испаноговорящих учеников из латиноамериканских семей. В опросе принимали участие выпускники начальной школы (11–12 лет) из 72 классов 52 школ Каталонии (Испания). Все они с дошкольного возраста обучались в этом независимом округе или перешли в начальную школу из школ в странах своего рождения.

Била отметил, что изначально было выбрано 57 школ из предоставленного Правительством Каталонии списка в 570 государственных школ округа, в которых обучается более 10% детей из семей-мигрантов. Отбор производился по двум критериям: процентное соотношение детей-иностранцев в классах и язык преподавания в школе (каталонский или испанский, с середины 1990х годов являющихся официальными в Каталонии).

Из отобранных 57 школ лишь в 52 школах обучались учащиеся из Румынии, Латинской Америки или арабских стран. Целых 69% учащихся преимущественно посещали школы, где преподавание велось на испанском, 31% – школы с каталонским языком преподавания. Исследователи оценивали способность школьников к переводу текста теста с испанского и на испанский язык.

Исследователи заявляют, что «социолингвистическая действительность Каталонии создаёт хорошие условия для изучения овладения языков учащимися начальных школ из семей-мигрантов, поскольку здесь в отличие от большинства стран язык преподавания в школах отличается от языка, на котором говорит большая часть населения».