Коррекционная педагогика поможет детям-инвалидам стать полноценными членами общества.

Те, кому довелось побывать в Западной Европе, скорее всего, обратили внимание на необычайно большое количество людей в инвалидных колясках. И дело вовсе не в том, что таких людей там больше. А в том, что в развитых странах созданы благоприятные условия для социальной адаптации  людей с ограниченными возможностями . И если разделять гуманистические ценности и следовать европейскому выбору, то и нам предстоит сделать серьёзные усилия в этом направлении.

«Нет правды на земле, но нет её и выше!» - восклицал пушкинский Сальери, уязвлённый гением Моцарта. Что же по этому поводу должны были бы воскликнуть маленькие человеческие существа, в силу различных обстоятельств родившиеся с серьёзными физическими и психическими дефектами или приобретшие их на заре жизни.

Автору эти строк как-то довелось вести индивидуальные занятия на дому с мальчиком, страдающим ДЦП. Он всё быстро схватывал, живо реагировал на меткое словцо, обладал чувством юмора. Но настоящим испытанием для нас обоих была обратная связь, сводившаяся, как правило, к его бесконечному заиканию, нечленораздельному мычанию и мучительным, судорожным гримасам.

Помочь таким детям перестать быть «вещью в себе» и устранить жестокую «небесную» несправедливость – вот задача, которую должны взять на себя государство и общество. И надо отдать должное, для этих целей сейчас привлекаются немалые средства, мобилизуя внушительную армию педагогов, психологов, дефектологов, логопедов, врачей.

В авангарде этих сил, несомненно, коррекционная школа, которая подразделяется на несколько типов, где каждый занимается своей группой маленьких пациентов. Одни из них «ведут» слабослышащих и глухих, другие - детей с проблемами зрения или слепых, третьи специализируются на воспитании, обучении и восстановлении деток с нарушениями опорно-двигательного аппарата, умственно отсталых и тому подобное. Естественно, уже в зависимости от вида заболевания и степени его сложности, контингент коррекционных школ разбивается на небольшие, от 4-х человек группы, где с детьми работают опытные специалисты. Уроки в коррекционной школе будут заметно отличаться от уроков в школе обычной. Их характеризует более тесная работа ученика и учителя, упор на индивидуальные задания, подбор нагрузки, соответствующей состоянию ребенка, применение оборудования и технических средств обучения в зависимости от физических недостатков учащихся. Методическая сторона уроков в коррекционной школе должна полностью соответствовать всем требованиям педагогики.

Опытные учителя совместно с родителями определяют методику и цели образовательного и воспитательного процесса. Для одних воспитанников пределом их возможностей станут, увы, элементарное самообслуживание и простейшие трудовые навыки, другие, к тому же, осилят счёт и письмо, а кто-то полностью избавится от дефектов и будет переведён в общеобразовательную школу. В любом случае, коррекционная педагогика гарантирует детям с ограниченными возможностями здоровья значительно более высокий результат, нежели вне пределов специальных учебных заведений.