Почему важно дискуссировать с ребенком?

Дискуссия – это метод обсуждения спорных вопросов. Она проводится в диалоге, при обмене идеями, мнениями, поэтому должны присутствовать как минимум два человека. Важной функцией этого метода является мотивация узнать что-либо новое.

Сегодня этот метод – один из основных интерактивных форм обучения в школах. Он стимулирует инициативу учеников, развивает мышление и воображение, вызывает интерес к обсуждаемому вопросу, повышает мотивацию к изучению нового в нестандартном виде. Учит детей быть толерантными, уважать мнение и чувства других людей. Метод дискуссии часто используют репетиторы по русскому языку и литературе, истории и другим гуманитарным дисциплинам.

С помощью этого вида работы преподаватель может оценить знания и умения ученика. Легко определить уровень памяти и мышления, характер и темперамент: вспыльчивость, агрессию, несдержанность. При планировании дискуссии преподавателю нужно выбрать актуальную тему, определиться со способом проведения. Выделяют основные формы.

Круглый стол – беседа, при которой дети уважают друг друга, решают вопросы на равных. Форум – обсуждение, при котором несколько участников обмениваются мнениями с остальными.

Мозговой штурм состоит из двух этапов проведения. Первый – группы по несколько человек предлагают идеи для поставленной задачи. Строго соблюдается при этом главное правило: «Решения проговариваются, но не обсуждаются».

Второй – обсуждают предложенные идеи. Симпозиум – обсуждение, при котором дети зачитывают конспекты, записи с мнениями. Дальше дают ответы на вопросы остальных учеников, касающиеся выдвинутых мнений. Дебаты – обсуждение, состоящее из выступлений учеников, которые представляют две сопернические команды.

Перекрестная дискуссия – метод развития критического мышления. Предлагается тема и два разных мнения. Детям необходимо написать по несколько аргументов для каждого мнения, обобщить в группах, потом составить общий список.

Учащиеся объединяются в группы по точкам зрения, и происходит самое интересное. Одна группа высказывает свои доказательства, а другая их опровергает. Вторая представляет свои доказательства, первая группа – опровергает.

Спор-диалог. Нужна тема с двумя разными точками зрения. Участники объединяются в команды по 4 человека, происходит обсуждение в диалоге. После пары меняются ролями и обсуждение продолжается.

При дискуссии процесс коммуникации стимулирует учащихся подбирать различные способы выражения своих мыслей, развивает словарный запас.