Место и значение города Владимира в Российской культуре

Жарнова В.И., к.и.н.,
доцент кафедры культурологи ВлГУ

Место и значение
города Владимира в Российской культуре

 

В современном российском обществе все серьёзнее нарастает тревога за судьбу великой Российской культуры, и все чаще слышатся голоса о необходимости ее спасения. Причины таких настроений, в общем-то, ясны - культура теснейшим образом связана с жизнью народа, являясь теми скрепами, которые соединяют между собой людей, образуя в конечном счете ту основу, на которую только и может опираться здание российской государственности. Это связано с тем, что в своем, наиболее сущностном, философском понимании, культура – есть способ организации человеческого бытия, являет собой принцип оформленности и организованности всей человеческой жизни и деятельности.

Разумеется, в данном видении культуры на первый план выходит такая ее черта, как организация человеческой жизни и деятельности по исторически заданным структурным основаниям - схеме, алгоритму, коду, матрице, парадигме, традиции и т.д.

И здесь нельзя не заметить, что именно наличие такого рода структур позволяет ухватить суть любой национальной культуры как целостной системы, обладающей не только своей логикой исторического развития и своим собственным алгоритмом смысловой конфигурации, но и своей собственной архитектоникой организации бытия человека. В этом последнем случае любая национальная культура, российская в том числе, представляет собой единую структуру, которая построена в соответствии с собственными принципами организации пространства и времени и обладает своим ценностно-смысловым ядром и собственными кодами шифровки содержания.

Одним из важнейших элементов этой структуры, как раз и является город, который в этом своем качестве должен быть необходимо осмыслен как некий топос, связанный с организацией общественного сознания и тела. Такое значение города, связано с тем, что городская среда, с одной стороны, является физическим пространством, состоящим из зданий улиц, площадей, а с другой – в этой своей физической и культурной наличности предстает как символическое пространство. Другими словами, как такое пространство, разметка которого осуществляется в сознании, отражает определенные представления о строении мира и месте человека в нем.

Многочисленные исследования отечественных ученых (Н.Воронина, Г.Вагнера, М.Гладкой, В.Жарновой, В.Михалкина, Г.Филиповского и др.) позволяют сегодня говорить о мощнейшем идейно-символическом содержании, заложенным как в общей градостроительной концепции города Владимира, так и в многочисленных отдельных памятниках архитектуры, декоративно-прикладного искусства и литературы эпохи Владимирской Руси XII-ХШ веков. При этом в общей градостроительной концепции средневекового Владимира достаточно четко выявляется идея уподобления нашего города Небесному Граду Иерусалиму.

Основой воплощения этой идеи в средневековом Владимире, как известно, являлся Богородничный культ, связанный с идеями Софийности, т.е. Божественной Мудрости, который нашел свое выражение в активно используемой на разных уровнях- организации архитектурно-художественного пространства города символики числа семь. В этом же контексте нашла свое выражение и идея верховной великокняжеской власти; ярко выраженная в так называемом «соломоновом» начале архитектурно-художественного комплекса средневекового Владимира.

В последнем случае мы можем говорить о том, что именно с городом Владимиром было связано зарождение таких важных для организации российской государственности идей как идея «Третьего Рима», концепция «богоизбранности и богохранимости» российского государства, идея «великодержавности», связанная в отличие от западных концепций с идеями уважения национального достоинства каждого человека.

Таким образом, архитектурно-художественное пространство города Владимира может быть осмыслено как территория, представляющая собой наиболее яркий пример организации дисциплинарного пространства российской культуры, т.е. такого пространства, в материальной структуре которого уже задана вполне определенная парадигма поведения и способов деятельности человека, определяющая в данном случае фундаментальные основы самой российской культуры и государственности. Именно поэтому город Владимир-Залеский, и смог явиться тем идеологическим центром, вокруг которого сложились основные идеи, позволившие впоследствии московским князьям, перенеся многие идеи как в архитектурно-декоративные структуры Москвы, так и непосредственно в политику «собирания» русских земель, создать само знание Российского государства.