Княжение Андрея Боголюбского – «событие поворотное» в истории России.

Княжение Андрея Боголюбского
«событие поворотное» в истории России

Во второй половине XII века для Владимира наступил период бурного территориального роста и активного градостроительства. Началом своего расцвета Владимир был обязан Андрею Боголюбскому, сыну Юрию Долгорукого, внука Владимира Мономаха. В 1157 году стольным градом Ростово-Суздальской Руси он избрал пригород Владимир-на–Клязьме.

Стремясь к единству Руси, утраченному со времен Ярослава  Мудрого, князь Андрей пытается всеми средствами возвысить Владимир, превратить его в общерусскую столицу, достойную древнему Киеву. «Мужественный, трезвомыслящий и прозванный за ум вторым Соломоном» Андрей Боголюбский был первым великорусским князем. «В ли-це князя Андрея великоросс впервые вступает на историческую сцену…»

А перенесение столицы Руси из Киева во Владимир, - «этот поступок Андрея, - по утверждению историка С.М.Соловьева, – был событием  величайшей важности, событием поворотным, от которого история приняла новый ход, с которого начался на Руси новый порядок вещей».

Перенос в 1157 году столицы Владимиро-Суздальского княжества на берега Клязьмы был сильным волевым шагом князя Андрея, прозванного Боголюбским. Помимо естественных властных амбиций князю были присущи дальновидность и мудрость, Владимир он видел не только светской, но и духовной, религиозной столицей Руси, воплощением идеи «третьего Рима».

Богоизбранность Владимира как центра вселенского православия должна была получить свое подтверждение самым недвусмысленным образом, в виде ярких княжеских деяний.

Первым из них стала вывезенная Андреем Юрьевичем икона Пресвятой Богородицы. Доставленная некогда в Киев из Константинополя, она, по преданию, была написана евангелистом Лукой, что окружало ее особым почитанием. По свидетельству летописных источников, именно Богоматерь, вывезенная князем Андреем, повелела тому сделать Владимир столицей Руси. Избрав Богородицу своей покровительницей, князь с беспримерным усердием возвеличивает ее имя. Он строит храм Рождества Богородицы в своей Боголюбовской резиденции, храм Покрова Богородицы на Нерли (оба неподалеку от Владимира), в самом Владимире – парадные Золотые ворота с церковью Положения Риз Богородицы, наконец, собор Успения Богородицы (все эти шедевры белокаменного зодчества внесены в конце ХХ века в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО). Со времени Андрея Боголюбского на Руси устанавливается один из самых значимых двунадесятых праздников русской православной церкви – Покров Пресвятой Богородицы, который стал отмечаться 1(14) октября. Чудотворная икона Владимирской Божьей Матери становится общерусской святыней.

Владимирский великокняжеский престол, титул Великого князя Владимирского становятся свидетельствами легитивности высшей политической власти на Руси. Более 20 представителей династии Рюриковичей носили этот титул включительно до Дмитрия Донского (1364), последнего из владевших этим титулом.

Деятельность Великих князей Владимирских служила для их потомков – князей Московских – образцом политической и государственной мудрости вплоть до 1328 года, когда Иван Калита, внук Александра Невского, перенес столицу в Москву (административный аппарат владимирского княжества был переведен в Москву лишь в 1426 году).
Овеществленная память эпохи под названием Владимиро-Суздальская Русь, ее святыни, духовное наследие вошли в плоть и кровь «Московского царства». До 1432 года Великие князья.

Московские венчались на княжение во владимирском Успенском соборе, который стал образцом для строительства Успенского собора Московского Кремля. В 1395 году при угрозе нашествия Тамерлана на Москву из владимирского Успенского собора, по воле князя Василия Дмитриевича, была вывезена главная святыня православной Руси – чудотворная икона Владимирской Божьей Матери. Вмешательство заступницы земли Русской заставило Тамерлана отступить от стен Москвы. В этих фактах и событиях преемственность Московской и Владимирской Руси представляется как некая высшая, промыслительно явленная, связь исторических времен. И заново высветить эту связь как ценнейшее наследие ушедших столетий – наш гражданский, патриотический долг.

В XII-XIV веках Владимир, без сомнения, играл роль исторической столицы, экономического, политического и духовного центра русских земель, но и, утратив положение столичного города, Владимир не исчез из сознания верховных правителей России как предтеча ее государственности.

Визиты Президента России В.В. Путина на Владимирскую землю, а их было три, свидетельствуют о том, что он отдает должное истории Владимиро-Cуздальской Руси, а его высказывания во время пребывания во Владимире позволяют надеяться на признание приоритета нашего города как исторической столицы России и официальном закреплении этого статуса.

Обретение такого статуса могло бы сопровождаться дополнительными шагами по его укреплению. В числе возможных – выпуск денежной купюры с изображением Андрея Боголюбского и построенных им всемирно известных памятников белокаменного зодчества. Следует заметить, что на находящихся (или находившихся) в обращении современных российских банкнотах изображены все города, имеющие отношение к становлению Российского государстваНовгород Великий, Санкт-Петербург, Москва, Ярославль – из них два являются его официальными столицами. А исторической столице, к сожалению, не нашлось места в почетном финансовом ряду, олицетворяющем полноту восприятия России.