Проблема Владимира как исторической столицы России

Тихонов А.К., к.и.н., доцент кафедры
социально-гуманитарных дисциплин
Владимирского филиала Российской академии
Государственной службы при Президенте РФ,
Председатель Владимирского областного
общества краеведов

Проблема Владимира
как исторической столицы России


Вопрос о Владимире, как исторической столице России, назрел уже давно. Участвуя в большом количестве конференций и совершая поездки по различным регионам нашей страны, невольно обращаешь внимание на то, что каждый город и даже незначительный населенный пункт стремится показать какую-то изюминку, которая отличала бы его от других городов и регионов. Именно это заставляет людей, интересующихся культурным наследием человечества, обращать на них свое внимание. Наш город просто создан для статуса исторической столицы России.

Этапы российской истории представляют пять городов: Новгород Великий, Киев, Владимир, Москва и Санкт-Петербург. Особое звено в этом списке столиц занимает Владимир, как связующее звено Руси Киевской и Руси Московской. Если Киевскую Русь многие историки считают конгломератом городов-государств, только в период расцвета Киева подчиняющихся ему, то Владимир стал уже центром собирания русских земель в единое централизованное государство. Традиции политической власти, заложенные владимирскими великими князьями, начиная с Андрея Боголюбского, в последствии переняли себе московские князья. Хочется напомнить, что в XII-XIII вв. Москва была окраинной крепостью Владимиро-Суздальского княжества. Ее территория составляла первоначально один Боровицкий холм Кремля. Не случайно, что практически до XVI в., ставшие великими московские князья, приезжали венчаться на княжение во Владимирский Успенский бор.

Владимирская земля дала нашему государству форму правления, которая оставалась практически неизменной до XX в. Главная ее особенность – большая власть князя и подчиненность ему остальных политических структур, что впоследствии стало называться самодержавной формой правления.

Владимир дал традиции храмового и монастырского строительства на Руси. Если в Новгороде Великом и Киеве все возводилось по строгим византийским канонам, то владимирское зодчество внесло значительные изменения, которые впоследствии перешли и на Москву. Обратим внимание только на одну деталь. Основные храмы Киева и Новгорода Великого носят название Святой Софии, как и в Константинополе. Во Владимире же (как потом и в Москве) основные храмы посвящены Богородице (Успенские и Рождественские). Московский Успенский собор Кремля построен по образу и подобию владимирского Успенского собора. Его приезжал обмерять Аристотель Фиорованти - итальянский зодчий московского ансамбля Кремля. Богородица стала впоследствии своего рода ангелом-хранителем России.

Уникальность Владимира прослеживается и в градостроительной политике, основные идеи и принципы которой нашли широкое отражение при Андрее Боголюбском. В итоге до середины XVIII в. город Владимир развивался в соответствии с нормами и традициями византийского и древнерусского градостроительства. Планировку древнерусского города обуславливали принципы центричности и «прозрачности», т.е. включенности зданий и архитектурных ансамблей в окружающий ландшафт. Со второй половины XVIII века осуществляется перепланировка городов в соответствии с принципами регулярного западноевропейского строительства, сочетающимися с древними традициями градостроительства.

Символически Владимир в своей топографии и топонимике был соотнесен со Святой землей и Иерусалимом. Дорога, начинающаяся в XII в. от Золотых ворот Владимира и высокий холм за городской стеной (сегодняшняя улица Вознесенская), напоминали нашим предкам о Золотых вратах Иерусалима, дороге в Вифанию и горе Елионской. Напомню, что, как повествует евангелист Лука в книге Деяний апостолов, событие Вознесения Христа Спасителя произошло на Масличной горе (Елеонской), расположенной по дороге в Вифанию на расстоянии субботнего пути (около одной версты). Не случайно, что на окончании этого высокого холма во Владимире, находился с того времени деревянный Вознесенский монастырь (сегодняшняя Вознесенская церковь XVIII в. стоит на его месте). Как видим, владимирские великие князья и, прежде всего Андрей Боголюбский, стремились не только перенести духовный центр из Киева во Владимир (что впоследствии удалось в самом конце XIII в), но и придать городу святость через близость ландшафта со священным городом Иерусалимом, что всячески подчеркивалось.

Исторической столицей Владимир может быть еще и по насыщенности памятниками истории и культуры, которые включены в список Всемирного наследия. Решением XVI сессии комитета Всемирного наследия при ЮНЕСКО, проходившего в городе Санте Фе США в декабре 1992 г в этот список вошли: церковь Покрова на Нерли (1165 г), Рождественский собор и палаты князя Андрея Боголюбского в Боголюбове (1158 - 1165 гг), Золотые ворота (1165 г), Успенский собор (1158 - 1160 гг) и Дмитриевский собор (1194 - 1197 гг) во Владимире. Примеров такой насыщенности памятниками белокаменного зодчества XII в. нет нигде в нашей стране. В Успенском соборе города Владимира находится также некрополь из более чем 40 захоронений. Среди них гробницы святых благоверных князей Андрея Боголюбского и Георгия (Юрия) Всеволодовича, великого владимирского князя Всеволода Большое Гнездо.

Все вышеперечисленное может служить основанием для документального обоснования соответствующего решения в высшие государственные органы власти нашей страны с целью издания соответствующего закона.

Считаю вполне целесообразным использовать опыт мэрии Москвы в создании для улиц исторического центра памятных досок с указанием краткой истории названия улиц. Это явно украсит наш древний город и не потребует больших финансовых затрат. Для поднятия авторитета и престижа Владимира следует организовать конференцию с привлечением представителей малых исторических городов России по теме: «Малые исторические города России. Владимир как историческая столица России». Такую конференцию можно приурочить к одному из дней города. Краеведы города Владимир работают над изданием энциклопедического словаря «Весь Владимир».

Город Владимир несомненно выиграет как исторический центр нашей страны, если у нас появится памятник Андрею Боголюбскому, князю, который фактически и сделал Владимир главным городом древней Руси. Надо учесть еще и тот факт, что ни одного памятника Андрею Боголюбскому в нашей стране пока нет, а кому как не нам быть первопроходцами в этом деле.