Творчество Александра Исаевича - явление исключительное, требующее исследовательского подхода и детального изучения. Его произведения всегда вызывали восхищение одних и ненависть других. Именно это и послужило поводом для его выдворения за пределы страны.
Жестоко расквиталась Родина со своим мятежным сыном за дерзость осуждения.
Лишь в августе 1994 года, после изгнания, писатель вернулся победителем в побитую временем страну и ступил на Владимирскую землю, с которой его связывал целый год жизни. Он не забыл небольшую поселковую школу, детей, ничем не примечательный посёлок, то место “нутряной России”, где “не обидно жить и умирать”.
И верно ведь говорят: «Не место красит человека, а человек место». Примером тому Александр Солженицын и маленькая, затерянная среди лесов и болот станция Торфопродукт. Но кто бы вспомнил о ней, «нутряной России», куда звала его душа, уставшая от лагерных мытарств и неизлечимой, казалось, болезни? Кто бы рассмотрел в толпе неприметную простую русскую женщину – Матрену Захарову, явившуюся, подобно некрасовским героиням, воплощением своего времени?
Судьба занесла Солженицына сюда, в Мезиновскую среднюю школу, в качестве простого учителя. Именно здесь с сентября 1956 года по июнь 1957. Александр Исаевич вел математику, электротехнику, а также математический кружок. Здесь мужал он как личность и рос неприметно как будущий писатель.
Что касается профессиональной деятельности, то до сих пор ученики Солженицына помнят железную дисциплину и прочные знания, которые он давал.
Воспоминанья об учителе и человеке почти у каждого схожи потому, что все коллеги, ученики и просто люди, знавшие Солженицына в то нелегкое, неспокойное время, словно сговорившись, утверждали, что был он немногословным, каким-то основательным, не похожим на других. Недаром многие принимали его за шпиона. С тех пор прошли годы.
1 сентября 1994 г. Накануне все жители поселка Мезиновский из выпусков новостей уже знали о встрече А.И. Солженицына с общественностью областного центра. А сегодня он должен приехать сюда, в этот маленький рабочий поселок. В особенном ожидании местная школа. Визит дорогого гостя совпал с первым днем занятий. Много лет прошло с тех пор, как уехал отсюда Александр Исаевич, но многие, знавшие его, помнили его пунктуальность. И сейчас он остался верным ей. Прибыл минута в минуту.
Встречали дорогого гостя всем поселком. После традиционных речей директора, завучей и родителей выступил сам Александр Исаевич. Его слова были просты, но, хотя были обращены главным образом к первоклассникам, находили отклик в сердце каждого: «Вы – новое поколение. У вас – другая эпоха. Она, эта эпоха, легче, опаснее, тревожнее. Она полна льстивыми и лживыми соблазнами. Ими вас питают взрослые и телевидение, которое ныне стало национальным бедствием. Телевидение сегодня пропагандирует ложный путь: труд, мол, и знания, как и честность, не нужны для преступления. Но Россия создавалась трудом, знаниями и честностью. Все это отражено в народных пословицах. Запомните три из них: «Неправедно нажитое ребром выходит»; «Легкие деньги легко уходят. За что не доплатишь – то не доносишь»; «Без труда нет добра». Трудитесь. И постарайтесь хоть раз в неделю, а желательно – два, жить без телевизора, чтобы читать и думать…»
Когда прозвенел первый звонок, глаза писателя засияли, словно и не бывало в его жизни мытарств и гонений, всемирной известности, а он, как прежде, простой сельский учитель.
Затем в кабинете литературы Александр Исаевич дал необычный урок. Разговор шел о трудном времени, о праве выбора молодыми своего пути в жизни. Он наставлял, что в нынешней жизни, полной соблазнов, важно оставаться честными, не поддаваться искушениям, жить так, чтобы ночами не тревожила больная совесть. Вопросы о патриотизме и желании учиться звучали здесь особо. Коснулся гость и значимости труда учителей и роли взрослых в воспитании молодежи.
Отдельно было сказано о литературе и ее влиянии на личность. Остановился писатель и на предназначении каждого из старшеклассников: «Берегите себя. Не считайте себя песчинками. Если вы будете иметь жизненный вектор, то не пропадете. Нужно сделать так, чтобы знания остались у вас прочными. Какое чудесное создание – каждый из вас! Нет заранее написанной судьбы. От вас зависит ваш выбор. Очень важно закончить жизнь на более высоком нравственном и интеллектуальном уровне, чем это было заложено при рождении…»
Остается лишь предполагать, что заронил в души ребят необычный учитель, чем их взволновал. Ясно одно - равнодушными не оставил он никого, ведь услышанное не просто фразы, а настоящий кладезь мудрости человека, достойно прожившего жизнь. Да и кого мог не затронуть почти крик: «Не потеряйте своих душ!»
В заключение встречи Александр Исаевич обратил внимание на фотовыставку, посвященную его жизни и деятельности, и витрину с уникальными самиздатовскими экземплярами известных произведений. Все это собирала и хранила учительница литературы Галина Сергеевна Жаворонкова, бывшая ученица Солженицына. Она же на свой страх и риск изучала со своими учениками отдельные его произведения. Писателя порадовало увиденное. Он не скрыл восторга, когда увидел редкие экземпляры и фотографии лагерного периода.
Потом была встреча с педагогами, в ходе которой Солженицын поинтересовался проблемами преподавания, не забыл затронуть жилищный вопрос учителей. Разумеется, порадовал всех присутствующих автографами.
Прощались как с родным. А он торопился к своей Матрене. В деревню Мильцево.
Увиденное ошеломило писателя… Нет, не остался он равнодушным к теплому приему с хлебом-солью, речами и песнями. Просто сердце защемило от картины представших перед глазами изменений.
Не было милой сердцу речки Караслицы, домов в деревне убавилось более, чем вполовину. А войдя в дом Матрены Васильевны, понял: утраченного не вернуть. Нет Матрены. Дом похожий, да не тот. Пустой, чужой, холодный…как мертвец.
Только люди из прошлого были живыми и настоящими и в их числе та самая Шура-Кира, племянница Матрены. После беседы с ней, рассказавшей о трудностях жизни, Александр Исаевич и вовсе расстроился и помрачнел.
Такой же невеселой стала и поездка в село Палищи, на могилу бывшей квартирной хозяйки писателя. В местном храме он отстоял панихиду по Матрене, встретился с бывшим завучем Борисом Сергеевичем Процеровым, в свое время первым принесшим писателю извещение о реабилитации.
Закончился день встречей с местными жителями в поселковом клубе.
И вот минуло 10 лет. Улеглись “страсти по Солженицыну”. Прежние первоклассники окончили школу и покинули родные стены побитого временем здания. Новое поколение первоклассников пришло им на смену. Но на этот раз День знаний не был обычным, как и 10 лет назад.
День знаний 1 сентября 2004 года в Мезиновской средней школе был не только освещен тёплым, ярким, почти летним солнцем, но и согрет незримым присутствием человека, учителя, писателя А.И. Солженицына. Благодаря этому достойному сыну своей страны, станция “Торфопродукт” (п. Мезиновка), д. Мильцево стали известны во многих уголках России и зарубежья. Школа получила литературно-краеведческий музей, созданный трудом группы учителей-энтузиастов и учеников, а в жизни посёлка появились две памятные даты, связанные с именем писателя, - 1 сентября и 11 декабря.
Да, 1 сентября 2004 г. стал особенным днём. Ровно 10 лет назад всемирно известный писатель, Нобелевский лауреат, недавний изгнанник А.И. Солженицын, вернувшись на родную землю, почёл своим долгом именно в этот день посетить Мезиновскую среднюю школу, где в далёких 1956-1957 годах работал учителем математики и электротехники и квартировал в д. Мильцево в доме простой русской женщины Матрёны Васильевны Захаровой. Этот приезд оказался значимым в истории поселка.
Вот и на сей раз выступающих было хоть отбавляй. Такая дата!
Со словами поздравлений и напутствий выступили директор школы Н.В. Гончарова, заместитель главы района Р.А. Серёгина, заместитель заведующего отделом образования по воспитательной работе Н.А. Рыжкова, глава посёлка Л.Б. Хохлова, писатель-краевед из Владимира Н.Д. Лалакин.
Самым большим сюрпризом для собравшихся в этот день стало напутственное живое слово самого Солженицына, прозвучавшее свежо, актуально, поразившее многих своей мудростью, ясностью и простотой. Это нашла своё применение аудиозапись, сделанная десятилетие назад. В первый день учебного года состоялась экскурсия в музей. Провели её экскурсоводы-школьники, показавшие высокий уровень мастерства. Здесь же очень уместным стало выступление с воспоминаниями свидетелей тех лет, ученика Солженицына Сергея Ивановича Фролова, бывшего журналиста, приехавшего из Ярославля. Он был любимым учеником Солженицына. Писатель всегда о нем помнил и интересовался жизнью Сергея Ивановича. Присутствующим было показано интервью с женой и помощницей писателя Н.Д. Солженицыной, встреча с которой произошла 10 августа 2004 года в Москве в фонде Солженицына. В течение часа она отвечала на вопросы ребят из учебного актива музея, которых интересовали многие аспекты жизни писателя. Н.Д. Солженицына была приглашена на Солженицынские чтения, которые предполагалось проводить ко дню рождения писателя.
В завершение экскурсии музей получил подарок от писателя-краеведа Н.Д. Лалакина, журналиста Н.В. Ледовских и Н.А. Кабицына - автора книги-эссе “Учитель математики”.
Но это было только начало. Настоящим событием в жизни Мезиновской средней школы стали первые чтения 17 декабря 2004 года, приуроченные к дню рождения великого писателя, лауреата Нобелевской премии, человека и гражданина А.И. Солженицына, а также к годовщине открытия в стенах школы литературно-краеведческого музея, посвященного жизни и творчеству великого писателя.
Путь к мероприятию такого масштаба и уровня был неблизким и весьма тернистым. Основной груз ответственности и подготовки пал на хрупкие женские плечи педагогического коллектива, а точнее, администрацию школы, директора музея Е.П. Колесникову и учителей-словесников В.Н. Шарифуллину, М.В. Лазареву, Г.С. Жаворонкову. И вот час настал. Вначале прибывших гостей, в числе которых были писатели, поэты, работники библиотек, ученики и учителя Мокровской, Демидовской, Перовской школ, школ Селивановского района, ждала короткая содержательная экскурсия по музею. Здесь гостей встретили Е.П. Колесникова и юные экскурсоводы.
Следующим этапом чтений стали секции по изучению произведений А.И. Солженицына. Ученики отвечали на вопросы, рассуждали, читали отрывки, пересказывали отдельные эпизоды, анализировали произведения, учителя вовлекали в разговор гостей, предлагали высказать своё мнение. После окончания работы секций всех ожидало посещение литературной гостиной.
Неоценимую помощь хозяевам праздника здесь оказала председатель общества любителей книги К.Я. Васильева. Она, как радушная хозяйка, открыла гостиную Солженицынских чтений, предоставив слово заместителю заведующего районным отделом образования по воспитательной работе Н.А. Рыжковой для подведения итогов конкурса творческих работ на тему: “Александр Солженицын и читающая Россия”. Затем выступила С.Н. Дубровина, научный сотрудник фонда «Русское зарубежье» (г. Москва), наградившая памятными книгами учащихся-активистов.
После официальной части слово было предоставлено гостям. Звучали стихи, песни, добрые слова в поддержку подобных мероприятий, поднимающих интерес к статусу служителей слова. Перед аудиторией выступили писатели В.Л. Забабашкин, В.А. Сафронов, Н.А. Хомутов, В.С. Медведев, В.И. Владимиров.
Не секрет, что подобные мероприятия позволяют неискушённому читателю повернуться лицом к литературе, к проблемам общественной жизни, затронутым на страницах лучших произведений современной литературы и классики, незаслуженно растоптанной и позабытой нашим варварским веком.
К тому же это неплохой шанс познакомиться с новыми, современными авторами и их произведениями. А, как известно, талантов на Владимирщине немало. Вот и в Гусь-Хрустальном целое созвездие интересных имен, достойных продолжателей Александра Исаевича.