Тема праведничества в русской литературе (по рассказу А.И. Солженицына «Матрёнин двор»)

Данные об авторе
Автор(ы): 
Гулякова Надежда Сергеевна
Место работы, должность: 
Методист высшей квалификационной категории Городского информационно-методического центра г. Владимир
Регион: 
Владимирская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
среднее (полное) общее образование
школы-интернаты, детские дома
среднее профессиональное образование
Класс(ы): 
10 класс
11 класс
Предмет(ы): 
Литература
Русский язык
Целевая аудитория: 
Методист
Учащийся (студент)
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
конспект урока (занятия)
Краткое описание ресурса: 
Тема праведничества в русской литературе (по рассказу А.И. Солженицына «Матрёнин двор»)

Н.С. Гулякова

Тема праведничества в русской литературе
(по рассказу А.И. Солженицына «Матрёнин двор»)

Тема праведничества является сквозной в русской литературе. Но особое внимание ей уделяется при изучении произведений Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого, А.П. Платонова. Учащиеся IX класса имеют возможность познакомиться с образом праведника, изучая рассказ А.И. Сол­же­ницына «Матренин двор».
Разговор начинается с истории создания произведения и его первона­чального названия «Не стоит село без праведника». Возникает вопрос: по­чему автор так хотел назвать своей рассказ, кто такой праведник. В связи с этим необходимо обратиться к лексическому значению слова «праведник». Выясняем, что слово «праведник» означает следующее: человек, ни в чем не погрешающий против правил нравственности, благочестивый, живущий по религиозным правилам. Вспоминаем заключительные строки рассказа:

«Не гналась за обзаводом… Не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь их больше своей жизни.
Не гналась за нарядами. За одеждой, приукрашивающей уродов злодеев. Не понятая и брошенная даже мужем своим, схоронившая шесть детей, но не нрав свой общительный, чужая сестрам, золовкам, смешная, по-глупому работающая на других бесплатно, - она не скопила имущества к смерти. Грязно-белая коза, колченогая кошка, фикусы…
Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша». 
Весь дальнейший ход урока будет посвящен поиску ответов на поставленные вопросы и может быть выстроен в предлагаемой ниже логике.

  • Почему автор-рассказчик называет свою героиню праведницей?
  • Как в рассказе раскрывается вечная проблема добра и зла?

Реальные события, которые легли в основу рассказа, лишь усиливают зву­чание темы праведничества. Очень важно, что Матрена - это образ, списан­ный с реальной женщины. И имя своей героине автор дал то же, что и у про­тотипа - Матрена. В связи с этим учащимся целесообразно познакомиться со значением имени Матрена. С одной стороны оно означает «знатная жен­щина», с другой – «мать», «Родина». И то, и другое значение очень важны для понимания характера героини. Ведь имя так или иначе определят жиз­ненный путь человека. Матрена, которая похоронила шестерых детей, прак­тически была матерью всем жителям деревни, воспитала племянницу.
Она всегда была готова прийти на помощь колхозу, от которого не видела ничего хорошего.

«Но не колхоз только, а любая родственница дальняя или просто соседка приходила тоже к Матрене с вечера и говорила:
- Завтра Матрена, придешь мне пособить. Картошку будем докапывать.
И Матрена не могла отказать. Она покидала свой черед дел, шла помогать соседке и, воротясь, еще говорила без тени зависти:
- Ах, Игнатич, и крупная ж картошка у нее! В охотку копала, уходить с участка не хотелось, ей-Богу правда!»

Радуясь урожаю соседей, Матрена была настолько искренна, что ей даже в голову не приходило взять за свой порой непосильный труд плату. Для нее было естественным прийти бескорыстно на помощь людям, несмотря на не­домогание, которое приковывало Матрену на сутки-двое к постели. Но, как говорит автор-рассказчик, «дела звали к жизни». И Матрена вновь оживала, потому что жила не для себя, а для людей, через боль и страдания, физиче­ские и душевные, она умела сохранить то, о чем автор скажет: «У тех людей всегда лица хорошие, кто в ладах с совестью своей».

Итак, Матрена жила по совести, не погрешая против правил нравствен­ности в отношении людей и всего того, что её окружало. Рассказчик отме­чает, что в ту осень много было у Матрены обид.

«Но лоб её недолго оставался омраченным. Я заметил: у нее было верное средство вернуть себе доброе расположение духа – работа. Тотчас же она или хваталась за лопату, копала морковь. Или с мешком под мышкой шла за торфом. А то с плетеным кузовом - по ягоды в дальний лес. И не столам конторским кланяясь, а лесным кустам, да наломавши спину ношей, в избу возвращалась Матрена уже просветленная, всем довольная, со своей доброй улыбкой».

Долготерпение, неозлобленность…, христианское смирение - вот что от­личало Матрену от других жителей деревни Тальново. Это был светлый че­ловек с лучезарной улыбкой, которая обезоруживала автора-рассказчика.
Но ведь праведник, как выяснилось, живет согласно религиозным пра­вилам. Поэтому правомочно встает вопрос о вере Матрены, ее отношении к Богу. И тут ученикам важно понять, как, живя с Богом, Матрена не выстав­ляла с вою веру напоказ, живя в ладу со своей совестью. Она хранила Бога в своей душе. Это проявлялось в ее беспредельной любви к людям, ко всему живому.

Автор об этом говорит следующим образом:  «…А дело всякое начинала «с Богом!» Был святой угол в чистой избе, и иконка Николая угодника в кухоньке. Забудни стояли они темные, а во время всенощной и с утра по праздникам зажигала Матрена лампдку. Только грехов у нее было меньше. Чем у ее колченогой кошки. Та – мышей душила…» 

То, что Матрена жила с Богом в душе говорит ещё один эпизод, в котором рассказывается, как у Матрены исчез на водосвятии котелок со святой водой, и как она переживала по этому поводу. Это помогает нам понять то, что для героини нарушился тот порядок вещей, который был продиктован свыше. Нарушилось правило, согласно которому она ежегодно ходила за святой водой, и святая вода была у нее всегда, а в этот год не стало. Поэтому Матрена восприняла исчезновение котелка как дурное предзнаменование.

Ещё один знаковый момент в жизни Матрены – это разборка горницы. Матрена, всю жизнь творившая добро, здесь принимает участие в разруше­нии, причем своего собственного дома, то есть своего Богом данного мира. В этом можно увидеть нарушение той гармонии, которая была характерна для жизни героини. А дисгармония пагубна для таких людей, как Матрена. Они не могут существовать в разладе с окружающим их миром, со своей сове­стью, с Богом.

Следует обратить внимание учащихся еще на одну важную деталь рассказа, говорящую о том, что Матрена – человек с Богом в душе. После ужасной гибели от Матрены осталось лицо, «целёхонькое, спокойное, больше живое, чем мертвое», и правая рука. «Одна женщина перекрестилась и сказала: «Ручку-то правую оставил ей Господь. Там будет Богу молиться…»

Гибель героини заставила автора-повествователя задуматься о том, какое место в его жизни, в жизни деревни занимала Матрена. Под натиском жадности и черствости погиб человек, благодаря которому держалась вся деревня. Похороны  героини показывают  истинное лицо тех, кто окружал Матрену. В связи с этим автор пытается осмыслить значение слова «добро»:

«Что добром  нашим, народным или моим, странно называет язык имуще­ство наше. И его-то терять считается перед людьми постыдно и глупо».

Больше ни слова о добре и зле, но внимательному читателю становится ясно, что автор говорит о том добре, которое несла в себе по отношению к людям Матрена и которого так не хватало ее соседям, так и не понявшим её. Как цинично звучит на поминках обращение к соседям золовкина мужа:
«А заметили вы, православные, что отпевали сегодня медленно? Это по­тому, что отец Михаил меня заметил. Знает, что я службу знаю». Не об усоп­шей, а о своей «заслуге» говорит мужик. Разве по-христиански так вести себя в скорбный час? А уж шутки и смех, пересуды в адрес Матрены и вовсе не вяжутся с определением жителей деревни «православные». Здесь мы имеем дело с верой напоказ.

Но не судите и не судимы будете. Матрена себе этого не позволила бы: она никого не осуждала, она только любила всех. Слушая неодобрительные отзывы о Матрене даже со стороны ее родственников, автор-повествователь понимает, какой на самом деле была Матрена. И говоря о том, что без таких людей, как Матрена не стоит ни село, ни город, ни вся земля наша, автор использует такой прием, как градация, который позволяет возвысить образ ге­роини до вселенских масштабов. И ученика важно понять, что образ Матрены имеет весьма символичное значение, что это не просто деревенская женщина, а русская крестьянка, олицетворяющая собой многострадальную женскую долю, о которой писал в своих стихах Н.А. Некрасов. Это поруганная православная Русь, которая, несмотря на все выпавшие на ее долю испытания, стояла и стоять будет, пока есть праведники в земле русской.

Конец рассказа несет в себе некое просветление… Ведь раз стоит село, стоит город, стоит наша русская земля, то не перевелись праведники на Руси. Да, они уходят, но обязательно в этой жизни остается кто-то, кто помнит о них, кого коснулся свет их души. Страшной смертью погибает Матрена, не понятая своими родственниками и соседями. Но за очень короткое время стала она родным человеком автору-повествователю.

«Нет Матрены. Убит родной человек» «И только тут - из этих неодобрительных отзывов золовки – выплыл передо мною образ Матрены, какой я не понимал ее, даже  живя с нею бок о бок».

Именно Игнатьич, несмотря на пересуды близких героини, понял её, сумел разгадать ее, увидеть тот свет, который несла Матрена (вспомним лучезарную улыбку). После встречи с Матреной он уже не может быть дурным человеком, так как, сумев понять героиню, он словно прикоснулся к чему-то самому сокровенному, что недоступно для простого обывателя.

Позднее в статье «Раскаяние и самоограничение» А.И. Солженицын, продолжая размышления о мере праведности, скажет такие слова:
«Есть такие прирожденные ангелы – они как будто невесомы, они скользят как бы поверх этой жижи (жизненных пороков – Н.Г.), нисколько в ней не утопая… Каждый из нас встречал таких, их не десятеро и не сто на Россию, это – праведники, мы их видели, удивлялись («чудики»), пользовались их добром, в хорошие минуты отвечали  им тем же, они располагают, - и тут же погружались опять на нашу обреченную глубину».

Поняв суть темы праведничества на примере рассказа А.И. Солженицына, ученики позднее сумеют постичь и глубину характеров героев Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, писателей ХХ века.