Тот самый праведник (литературно-музыкальная композиция)

Данные об авторе
Автор(ы): 
Сухова Светлана Викторовна
Место работы, должность: 
Учитель высшей квалификационной категории средней школы №1, г. Владимир
Регион: 
Владимирская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
среднее (полное) общее образование
школы-интернаты, детские дома
среднее профессиональное образование
Класс(ы): 
10 класс
11 класс
Предмет(ы): 
Литература
Русский язык
Целевая аудитория: 
Методист
Учащийся (студент)
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
сценарий мероприятия
Краткое описание ресурса: 
Тот самый праведник (литературно-музыкальная композиция). В основе композиции факты биографии А.И. Солженицына, тексты рассказов «Крохотки», «Матрёнин двор», фрагменты писем и выступлений писателя, песни и стихотворения И. Талькова из книги «Монолог», песни в исполнении Ж. Бичевской.

С.В. Сухова

Тот самый праведник
(литературно-музыкальная композиция)

Цели мероприятия

  • Дать представление о своеобразии личности А.И. Солженицына;
  • показать связь между внутренним миром художника и его творчеством.

В основе композиции факты биографии А.И. Солженицына, тексты рассказов «Крохотки», «Матрёнин двор», фрагменты писем и выступлений писателя, песни и стихотворения И. Талькова из книги «Монолог», песни в исполнении Ж. Бичевской.

Оформление: портрет писателя, видеоряд (фото, иллюстрации)

Ценою самоотреченья
И сердца – стертого до дна –
Души святое очищенье
Дается нам…

И. Тальков

1 ведущий.

Памяти А.И. Солженицына – писателя, публициста
и философа – Человека с большой буквы –
посвящается…

 

Звучит песня И. Талькова «Я вернусь»

2 ведущий.

«Я вернусь», - утверждает герой песни И. Талькова. И они к нам возвращаются – великие художники и мыслители – пророки – возвращаются в своих произведениях, в размышлениях о судьбе России.

1 ведущий.

Рассказ А.И. Солженицына «Матрёнин двор» заканчивается фразой, которая может быть отнесена к самому писателю: «Все мы жили рядом с ним, но не все поняли, что он есть, тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит ни село, ни город, ни вся земля наша…»

2 ведущий.

Праведник – это тот, кто живет по правде, ищет правду, как спасение от зла. Жизненный и творческий путь А.И. Солжени­цына определили поиск правды: правды истории; правды жизни; правды человеческих отношений.

1 ведущий.

Путь правдоискателя всегда труден, жизнь праведника – всегда подвиг.

Чтец 1.

 

 

Ценою самоотреченья
И сердца – стертого до дна -
Души святое очищенье
Даётся нам.
Ценою мук непроходящих,
Глухой тоски, ночей без сна -
Любви мгновенья настоящей
Даются нам.

За череду сплошных ненастий
И за печаль, что так длинна,
Крупица истинного счастья –
Награда нам.

Того, кто сил нашел ДЕРЖАТЬСЯ
И возрождаться вновь и вновь,
Найдет и истинное счастье,
И  настоящая любовь.
Ничто так просто не дается
Нам в   этой жизни –
Закон таков!
За счастье надобно бороться,
И за мечту,
И за любовь.
«Ценою самоотреченья…» И. Тальков

 

 

2 ведущий.

Один из биографов писателя отмечал, что история жизни А.И. Солженицына напоминает жития: глубокие потрясения в детстве, повлиявшие на выбор жизненного пути; несправедли­вость и жестокость со стороны людей; тяжкие испытания и чу­десное исцеление; искушение славой - все это было в судьбе русского писателя.

 

1 ведущий.

Да, ничто так просто не дается человеку в этой жизни… Осо­бенно – правда. В 1945 году за слова правды о вожде всех наро­дов и его режиме в письме другу Солженицын был арестован.
А потом – долгие годы тюрем, лагерей и ссылок от Подмоско­вья до Казахстана… И всё это за правду…

2 ведущий.

Но именно это страшное испытание помогло А.И. Солженицыну развить свой дар и разобраться в жизни. Позже он признается: «До ареста я тут многого не понимал. Неосмысленно тянул я в литературу, плохо зная, зачем это мне и зачем литературе… Страшно подумать, что б я стал за писатель, если б меня не посадили»…

1 ведущий.

Что же понял зек Солженицын? Об этом он расскажет намного позже в прозаических этюдах «Крохотки», где появятся трога­тельные герои и помогут автору поделиться своими удивитель­ными открытиями о жизни человеческой, о судьбе России.

3 ведущий.

Вот маленький утенок из новеллы «Утенок». Глядя на него вме­сте с автором, мы вдруг понимаем величие и совершенство при­роды, и ограниченность человеческого разума и восклицаем вместе с автором: «Мы на Венеру скоро полетим. Мы теперь… - за двадцать минут целый мир перепашем. Но никогда! – нико­гда, со всем нашим атомным могуществом, мы не смонтируем вот этого невесомого «желтенького утёнка».

4 ведущий.

О великой силе истинного патриотизма неожиданно просто и выразительно говорит А.И. Солженицын в этюде «Костер и муравьи».

Чтец 1.

Я бросил в костёр гнилое брёвнышко, не досмотрел, что изнутри оно густо населено муравьями.
Затрещало бревно, вывалились муравьи и в отчаянье забегали поверху и корёжились, сгорая в пламени. Я зацепил брёвнышко и откатил его на край. Теперь муравьи многие спасались – бежали на песок, на сосновые иглы. Но странно: они не убегали от костра. Едва преодолев свой ужас, они заворачивали, кружились, и – какая-то сила влекла их назад, к покинутой родине! – и были многие такие, что опять взбегали на горящее брёвнышко, метались по нему  и погибали там…

4 ведущий.

Бывшему комсомольцу, бывшему зеку Солженицыну уже в 60-е годы ХХ века открылась та правда, до которой Россия пытается дотянуться в ХХI веке: Сила и спасение России в православной духовной традиции. Об этом А.И. Солженицын размышляет в рассказе «Путешест­вуя вдоль Оки».

Чтец 3.

Пройдя просёлками Средней России, начинаешь понимать, в чем ключ умиротворяющего русского пейзажа.
Он – в церквах. Взбежавшие на пригори, взошедшие на холмы, царевнами белыми и красными, вышедшие к широким рекам, колокольнями стройными, точёными, резными  поднявшиеся над соломенной и тесовой повседневностью – они издалека-издалека кивают друг другу, они из сёл разобщенных, друг другу невидимых, поднимаются к единому небу.
Но всегда люди были корыстны и часто недобры.
Но раздавался звон  вечерний, плыл над селом, над полем, над лесом. Напоминал он, что покинуть надо мелкие земные дела, отдать час и отдать мысли вечности. Этот звон, сохранив­шийся нам теперь в одном только старом напеве, поднимал людей от  того, чтоб опуститься на четыре ноги.
В эти камни, в колоколенки эти, наши предки вложили всё своё лучшее, всё своё понимание жизни.

 

Звучит песня Ж. Бичевской «Белый храм»

 

Если тебя неудача постигла,
Если не в силах развеять тоску,
Осенью тёплой, осенью тихой
Выйди скорей к моему роднику.

Припев. Там за рекой – белый храм,
Кладбище старое.
Этот забытый  край
Русь нам оставила.

 

Если глаза затуманились влагой,
Из родника поплещи на глаза.
Можешь поплакать, немножко поплакать,
Кто разберёт, где вода, где слеза?

Припев.

2 ведущий.

В феврале 1974 года - второй арест, лишение гражданства, из­гнание из страны. Это расплата за слова правды, сказанные пи­сателем в рассказах «Один день Ивана Денисовича», «Матрёнин двор», в художественном исследовании «Архипелаг ГУЛАГ», в эпопее «Красное колесо».

 

 

Чтец 4.

Мне показалось, что я все написал,
Что волновало меня в этом мире.
Но внезапно скатилась слеза
И неожиданно все изменила.

Слеза – омовенье души,
Слеза – это путь к раскаянью,
К просветленью, к спасенью ото лжи.
Слеза – символ призвания.

Преступления во имя любви
Бог простит тем,
Кто искренне верит в потери
И в то, что для лжи
В мир любви закрыты все двери.
Слеза, их спасет слеза.

«Монолог» И. Тальков

2 ведущий.

В день «выдворения» (так власть называла высылку) А.И. Солженицын обнародовал манифест «Жить не по лжи», в котором призывал соотечественников: «Наш путь: ни в чем не поддерживать лжи сознательно! Пусть ложь всё покрыла, пусть ложь всем владеет, но в самом малом упрёмся: пусть  владеет не через меня! Когда люди отшатываются ото лжи – она  просто перестаёт существовать».

1 ведущий.

20 лет провёл писатель в изгнании, 20 лет постоянно задавая себе одни и те же вопросы: «Допустит ли Бог вернуться на Родину? Допустит ли послужить?» А Родина молчала…

Чтец 5.

 

Ты – чужая и своя,
Ты – моя и не моя,
Ты – не мачеха, не мать,
И не знаю, как назвать,
Онемевшая от лжи,
Едва живая от угроз
И ослепшая от слёз.
«Родина»  И. Тальков

2 ведущий.

Болью за судьбу Родины пронизаны все мысли, все труды А.И. Солженицына. Желание помочь России найти верный путь не покидало его до конца жизни; об этом говорят последние публикации писателя: «Россия в обвале», «Как нам обустроить Россию», «200 лет вместе».

1 ведущий.

Размышляя о возможных путях своего творчества А.И. Сол­женицын утверждал: «Один художник мнит себя творцом независимого духовного мира, объявляет себя гением, объявляет себя центром бытия. Другой знает над собой силу высшую и радостно работает маленьким подмастерьем под небом Бога. Я выбираю второй путь – путь подмастерья, моя цель – постижение «Божественного замыла о мире».
Солженицыну было дано умение познать законы Бытия. Постичь гармонию этого мира – в этом высшее призвание человека…

Звучит песня Ж. Бичевской  «Пожалей, дорогой, пожалей»

 

 

Пожалей, дорогой, пожалей
Всё кругом до последней былинки.
Мудрость Божия здесь на земле
Познаётся не только в великом.

Ничего не растет просто так,
Потому не сломай без потребы
Одиноко торчащий сорняк,
Прославляющий землю и небо.
Лунный воздух и млечную сыпь
Вобрала, засветясь золоченым,
Обреченная капля росы
На последнем листе обречённом.

 

Листопада сокрытая боль
Под покровом зимы затихает…
За тебя, дорогой, и с тобой
Всё живое, томясь, воздыхает.

И грустит под Полярной звездой
Дальний мир и в погибель несётся…
«Первый мир был потоплен водой,
А второй для огня бережётся».

Так склонись, молчаливо склонись
Пред судами Творца в покаянье.
Помолись, дорогой, помолись,
Да замедлит Господь с воздаяньем.

2 ведущий.

Сборник «Крохотки» завершается молитвой, с которой писатель обращается к Богу.

Чтец 6.

Как легко мне жить в Тобой, Господи!
Как легко мне верить в Тебя!
Когда расступается в недоумении
Или сникает ум мой,
Когда умнейшие люди
Не  видят дальше сегодняшнего вечера
И не знают, что надо делать завтра,
Ты снисылаешь мне ясную уверенность,
Что Ты есть,
И что Ты позаботишься,
Чтобы не все пути добра были закрыты.

На хребте славы земной
Я с удивлением оглядываюсь на тот путь
Через безнадёжность сюда,
Откуда и я смог послать человечеству
Отблеск лучей Твоих.
И сколько надо будет,
Чтобы я их ещё отразил,
Ты дашь мне.
А сколько не успею,
Значит, Ты определил это другим.

1 ведущий.

«Другие» - это мы. И в наших силах «посылать человечеству отблеск чистых лучей Господа».