Тексты из произведений А.И. Солженицына для проведения итоговых диктантов (дидактический материал)

Данные об авторе
Автор(ы): 
Щетилина Татьяна Николаевна
Место работы, должность: 
Учитель высшей квалификацион¬ной категории средней школы №7, Владимир
Регион: 
Владимирская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
среднее (полное) общее образование
школы-интернаты, детские дома
среднее профессиональное образование
Класс(ы): 
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс
10 класс
11 класс
Предмет(ы): 
Литература
Литературное чтение
Русский язык
Целевая аудитория: 
Методист
Учащийся (студент)
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
дидактический материал
Краткое описание ресурса: 
Тексты из произведений А. И. Солженицына для проведения итоговых диктантов (дидактический материал)

Т.Н. Щетилина

Тексты из произведений А.И. Солженицына
для проведения итоговых диктантов
(дидактический материал)

V класс

Костёр и муравьи

Я бросил в костёр гнилое брёвнышко.
Затрещало бревно. Вывалились муравьи и в отчаянии забегали, сгорели в пламени.
Я зацепил брёвнышко и откатил его на край. Теперь муравьи многие спаслись. Они бежали на песок, на сосновые иглы, но они не убегали от костра. Муравьи преодолевали свой ужас, заворачивали, кружились. Могучая сила влекла их назад, к покинутой родине! Некоторые опять взбегали на горящее брёвнышко, метались по нему и погибали там.

Задания

Вариант 1.

  • Укажите количество букв и звуков в словах: муравьи, сосновые, кружились.
  • Выпишите одно предложение с однородными сказуемыми, где необходимо поставить запятую, объясните причину постановки знака.
  • Разберите слова по составу: вывалились, брёвнышко.

Вариант 2.

  • Укажите количество букв и звуков в словах: гнилое, метались, забегали.
  • Выпишите одно предложение с однородными сказуемыми, где запятую ставить нельзя, объясните причину отсутствия знака.
  • Разберите слова по составу: кружились, сосновые.

Творческое задание. Как вы понимаете любовь к родине?

VI класс

Утёнок

Маленький жёлтый утёнок припадает к мокрой траве беловатым брюшком и пищит. Он волнуется: «Где моя мама?»
А у него не мама вовсе, а курица. Она высидела ровно куриные и утиные яйца. Сейчас перед непогодой хозяин спрятал корзину под навес, накрыл мешковиной. Все там, а этот затерялся.

И в чем тут держится душа? Утёнок совсем маленький! Крыльца пушистые выпирают, клювик бледно-розовый, лапки уже перепончатые. И вот даже от братьев отличился характером.
Мы на Венеру скоро полетим. Если дружно возьмемся, за двадцать минут целый мир перепашем. Но никогда не сможем, не составим в колбе вот этого невесомого жалкенького желтенького утёнка.

Задания

Вариант 1.

  • Выпишете предложение, где все прилагательные качественные.
  • Выпишите  2-3 глагола и определите время, лицо, число.

Вариант 2.

  • Выпишете предложение, где все прилагательные относительные.
  • Выпишите  2-3 глагола и определите время, род, число.

Творческое задание.

Подберите контекстуальный синоним к слову жалкенький.
Сформулируйте основную мысль этого текста.

VII класс

Из повести «Матрёнин двор»

Дом Матрёны из восемнадцати венцов стоял тут же. Однако изгнивала щепа, посерели от старости брёвна сруба и ворота.
Дворик не был крыт, но в доме многое было под одной связью. За входной дверью внутренние ступеньки поднимались на просторные мосты, высоко осененные крышей. Налево ёще ступеньки вели вверх в горницу. А направо шла сама изба.

Строено было давно и добротно на большую семью, а жила теперь одинокая женщина. Когда я вошел в избу, она лежала на русской печи, накрытая неопределенным тёмным тряпьём. Просторная изба была уставлена горшками и кадками с фикусами. Они разрослись привольно, забирая небогатый свет северной стороны, и заполняли одиночество хозяйки. Лицо Мартены показалось мне жёлтым и больным. И по глазам её замутнённым можно было видеть, что болезнь измотала её.

Задания

  • Отметьте в тексте причастный и деепричастный обороты.
  • Приведите примеры слов с гласными, проверяемыми ударением, непроверяемыми гласными и чередующимися гласными.
  • Выпишите наречия и объясните их правописания.
  • Как особенности речи А.И. Солженицына помогают представить быт русской крестьянки Матрёны?

VIII класс

Гроза в горах

Она застала нас в непроглядную ночь в горах перед перевалом. Мы выползли из палаток и затаились.
Кругом тьма... Ни верха, ни низа, ни горизонта. Но вспыхивала раздирающая молния, и отделялась тьма от света, выступали хребты гор, черные многометровые сосны. И лишь на мгновение показывалось нам, что есть твердая земля. И снова всё было мрак и бездна.

Вспышки надвигались, чередовались блеск и тьма, сияние белое, сияние розовое, сияние фиолетовое. И всё на тех же местах выступали горы и сосны, поражая своей величиной. А когда они исчезали, нельзя было поверить, что они есть.

Голос грома наполнил ущелье, и не слышен стал постоянный рёв рек. Молнии падали сверху и разбивались в змейки, разбрызгиваясь о скалы.
И мы забыли бояться молнии, грома и ливня. Мы стали ничтожной и благодарной частицей этого мира, в первый раз создававшегося сегодня на наших глазах.

Задания

  • Выпишите простое, односоставное, ничем не осложненное предложение.
  • Выпишите предложение, осложнённое обособленным обстоятельством.
  • Выпишите предложение, осложнённое обособленным определением.
  • Подчеркните простое предложение, где в состав грамматической основы входит составное глагольное сказуемое.
  • Укажите способы связи в словосочетаниях, которые вы составите на основе  первого предложения.
  • Выпишите из текста несколько примеров с  неизменяемыми частями речи, выполните разбор по составу.

Творческое задание.

Каким бы вы хотели видеть мир, созданный на ваших глазах?

IX класс

Из повести  «Один день Ивана Денисовича»

Об этом старике говорили Шухову, что он по лагерям да тюрьмам сидит несчётно, сколько советская власть стоит.
Теперь рассмотрел его Иван Денисович вблизи. Изо всех пригорбленных лагерных спин его спина отменна была прямизною. За столом казалось, что он вверх скамейки под себя что подложил. На голове его голой стричь давно было нечего – волоса все вылезли от хорошей жизни. Глаза старика не юрили вслед всему, что делалось в столовой. Он мерно ел пустую баланду ложкой деревянной, но не уходил головой в миску, как все, а высоко носил ложку ко рту. Зубов у него не было ни сверху, ни снизу ни одного: окостеневшие дёсна жевали хлеб за зубы. Лицо его всё вымотано было, но не до слабости фитиля – инвалида, а до камня тёсаного, тёмного. И по рукам, большим, в трещинах и черноте, видать было, что не много выпадало ему за все эти годы отсиживаться придурком.

Однако Шухову некогда было разглядывать его. Окончивши есть, ложку облизнув и засунув  в валенок, нахлобучил он шапку, взял пайку и вышел. Выход из столовой был через другое крыльцо, и там ещё двое дневальных стояло, которые только и знали, что скинуть крючок, выпустить людей и опять крючок накинуть.
Задания

  • К какому стилю относится данный текст, почему?
  • Как лексика помогает писателю изобразить особенности лагерной жизни?
  • Какой частью речи является что в предложении: «За столом казалось, что он вверх скамейки под себя что подложил».
  • Выпишите бессоюзное предложение, объясните причину постановки данного знака.
  • Какие предложения соответствует характеристике: сложное, союзное, сложноподчиненное с придаточным изъяснительным?
  • Что объединяет данные части речи: вблизи, сверху, облизнув, засунув?
  • Каким способом образовано слово выход?
    VII класс

Материалы к сочинению-описанию действия

Мастерком захватывает Шухов дымящийся раствор - и на то место бросает и запоминает, где прошел нижний шов. Раствора бросает он ровно столько, сколько под один шлакоблок. И ещё раствор мастерком разровняв – шлёп туда шлакоблок! И сейчас же, сейчас его разровнять, боком боком мастерка подбить, если не так: чтоб наружная стена шла по отвесу, и чтоб вдлинь кирпич плашмя лежал, и чтоб поперек тоже плашмя. И уж он схвачен.

Теперь, если по бокам из–под него выдавилось раствору, раствор этот ребром же мастерка отбить поскорей, со стены сшвырнуть и опять нижние швы посмотреть - бывает там не целый блок, а накрошено их, - и раствору опять бросить, да чтобы под левый бок толще, и шлакоблок не просто класть, а справа налево полозом, он и выдавит этот лишек раствора меж собой и слева соседом. Глазом по отвесу. Глазом плашмя. Схвачено. Следущий! Пошла работа.
Шухов и другие каменщики перестали чувствовать мороз. От быстрой захватчивой работы прошел сперва первый жарок – тот жарок, от которого под бушлатом, под телогрейкой, под верхней и нижними рубахами мокреет. Но они не на миг не остановились и гнали кладку дальше и дальше. И часом спустя пробил их второй жарок - тот от которого пот высыхает. В ноги их мороз не брал, это главное, остальное ничто!

Текст для изучения темы «Бессоюзное сложное предложение»
по повести «Матрёнин двор»

Дом Матрёны из восемнадцати венцов стоял тут же, изгнивала щепа его, посерели от старости брёвна сруба и ворота.
Дворик не был крыт, но в доме многое было под одной связью. За входной дверью внутренние ступеньки поднимались на просторные мосты, высоко осененные крышей. Налево ёще ступеньки вели вверх в горницу – направо шла сама изба.

Строено было давно и добротно на большую семью, а жила теперь одинокая женщина. Когда я вошел в избу, она лежала на русской печи, накрытая неопределенным тёмным тряпьём. Просторная изба была уставлена горшками и кадками с фикусами; они разрослись привольно, забирая небогатый свет северной стороны, заполняя одиночество хозяйки. Лицо Мартены показалось мне жёлтым и больным. И по глазам её замутнённым можно было видеть, что болезнь измотала её. Разговаривая со мной, она так и лежала на печи ничком, я стоял внизу. Она не проявила радости заполучить квартиранта, жаловалась на чёрный недуг: недуг налетал на неё не каждый месяц, но, налетев, держал два-дни и три-дни.

Творческое задание

  • Какова тема текста?
  • Как в соответствии с темой вы озаглавили текст?
  • Сформулируйте идею, отраженную в тексте.
  • К какому стилю относится текст?
  • В тексте много диалектных слов, назовите. Уместно ли их использование и почему?

Диалект  — самая маленькая территориальная разновидность языка, на которой говорят жители нескольких близлежащих деревень или даже одной деревни.
Диа­лекты влияют на литературный язык, если литературному языку не хватает своих слов для выражения чувств, т.е. экспрессивной  лексики, которая быстро «тускнеет», утрачивает первоначальную выразительность.

  • Дайте определение видам сложных предложений. Найдите в тексте СПП и ССП, укажите различия между ними. У СПП определите вид придаточного.
  • Какие предложения называются сложными бессоюзными?
    Текст для индивидуального задания

В бессоюзном сложном предложении средством связи служит только интонация, которая меняется в зависимости от смысловых отношений между предложениями. Запятая и точка с запятой обычно ставится в предложениях, в которых речь идет о пространственных явлениях и фактах, одновременных или следующих один за другим. Если предложения кратки, тесно связаны между собой по смыслу, то ставится запятая. В этом случае темп чтения ускоряется, картина описания становится менее спокойной.

Если предложения распространены и менее связаны по смыслу, если внутри предложений есть другие запятые, то ставится точка с запятой. При этом паузы между простыми предложениями делаются длительными, а темп чтения замедленным. Это способствует созданию неторопливого, спокойного описания. Такие конструкции чаще встречаются в описании природы и внешности человека.

    А. Семенюк

    Задания

  • Что является средством связи в бессоюзном сложном предложении?
  • Какие пунктуационные знаки встречаются в них? (Приведите примеры)
  • В каких случаях между частями БСП ставится запятая?
  • В каких случаях между частями БСП ставится точка с запятой?
  • Как связаны между собой простые предложения в БСП, разделённые двоеточием или тире?
  • Отчего зависит интонация в БСП?

Текст для анализа на уроке по теме:
«Знаки препинания в сложном предложении»

К окнам, под образа, поставили на табуретках гроб, сколоченный без затей. А в гробу лежала Матрёна.
Деревенские приходили постоять – посмотреть. Женщины приводили и маленьких детей взглянуть на мёртвую. И если начинался плач, все женщины обязательно подплакивали от двери и от стен, как бы аккомпанировали хором.
Самый же плач доставалось вести родственницам. В плаче заметил я холоднопродуманный, искони заведенный порядок. Те, кто подале, подходили к гробу ненадолго и причитали негромко. Те, кто считал себя покойнице роднее, начинали голосить ещё с порога. Мелодия была самодеятельная у каждой плакальщицы, и свои собственные излагались мысли и чувства.

Тут узнал я, что плач над покойной не просто есть плач, а своего рода политика. Слетелись три сестры Матрёны, захватили избу, козу и печь, заперли сундук её на замок, из подкладки пальто выпотрошили двести похоронных рублей, приходящим всем втолковывали, что они одни были Матрене близкими. И над гробом плакали так:
– Ах, нянькя-нянькя! И ты же наша единственная! И жила бы ты тихо–мирно! И мы бы тебя всегда приласкали! А погубила тебя твоя горница!

А доконала тебя, заклятая! И зачем ты её ломала? И зачем ты нас не послушала?
Так плачи сестёр были обвинительные плачи против мужниной родни: не надо было понуждать Матрёну горницу ломать. (А подспудный смысл был: горницу - ту вы взять - взяли – избы же самой мы вам не дадим!)
Мужнина родня плакала так:

Ах, тётанька-тётанька! И как же ты себя не берегла! И родимая ж ты наша, и вина вся твоя! И горница тут ни при чем! И зачем же пошла туда, где смерть тебя стерегла?
(И изо всех этих причитаний выпирал ответ: в смерти мы её не виноваты – насчёт избы ещё поговорим!)...

Вышла тогда из угла старуха древняя и сказала строго:
– Две загадки в мире есть: как родился - не пойму, как умру – не знаю.
И все смолкли до полной тишины.
Но и сама эта старуха, намного старше здесь всех старух и как будто даже Матрёне чужая вовсе, погодя некоторое время тоже плакала:

– Ох ты, моя болезная! Ох, ты моя Васильевна! Ох, надоело мне вас провожать!