Занятие «Путешествие в прошлое профессий»

Занятие «Путешествие в прошлое профессий»
(для старшего дошкольного возраста)

Целевые установки: познакомить детей с профессиями прошлого, учить сравнивать старинные и современные профессии, развивать мышление, воображение, речь (обогащать словарь новыми понятиями), познавательную активность, любознательность, поддерживать интерес к истории, воспитывать уважение к людям разных профессий.

Материал: панно «Река времени», картинки-символы с профессиями и инструментами для наклеивания, волшебная палочка, иллюстрации с изображением старинных профессий и орудий труда, инструментов, предметы старинного быта (по возможности)

План занятия

Вводная часть – мотивация. Игровой момент: воспитатель говорит детям, что по дороге в детский сад она нашла необычную палочку (показывает), предполагает, что она может быть волшебной. Спрашивает у детей: как они думают, может ли эта палочка быть волшебной? (Высказывания детей). Предлагает придумать волшебные слова и проверить палочку в деле. Таким образом, с помощью волшебной палочки дети и воспитатель переносятся в прошлое, где находят интересные предметы, иллюстрации.

Основная часть – игра-путешествие с использованием панно «Река времени» (попадая в определенную эпоху, дети и воспитатель находят ее символическое изображение на «Реке времени», беседуют о профессиях тех лет и наклеивают соответствующие изображения, а потом отправляются дальше с помощью волшебной палочки); знакомство со старинными профессиями, с инструментами и предметами быта прошлого, поиск их современных аналогов и разговор о современных профессиях, которых в старину не было. В конце путешествия дети возвращаются в группу.
Заключительная часть – рефлексия деятельности. Воспитатель приглашает детей на «поляну размышлений» и предлагает высказать свои впечатления от путешествия по «Реке времени», спрашивает о том, что нового и интересного узнали они во время занятия.

Информационный материал к занятию

«На златом крыльце сидели царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной...» ...В старину профессий было мало, и все они вместе с царем вполне могли поместиться на одном крыльце. На Руси более 600 лет назад появился первый царь. Звали его Иван III. С тех давних времен сохранились письма и книги. Вот какие профессии в них называют: стрелок, повар, хлебник, портной, бронник, садовник, псарь, рыболов, трубник, дьяк, мельник, утятник, сокольник, огородник, плотник, серебряный мастер, истопник, страдник, купец, суконник.
Чем занимались стрелок, повар, садовник, рыболов, мельник, огородник, плотник, серебряный мастер, купец, каменщик – понятно. А вот что делали трубник, дьяк, утятник, сокольник, бронник, хлебник, страдник, пищальник и жемчужный мастера? Про эти профессии, наверное, даже мама с папой не знают! Упоминаются в старинных письмах и профессии врача, аптекаря и инженера с помощником. Пишут, что этих мастеров царь Иван Грозный пригласил из Англии.
В старину люди гордились мастерством. На другой конец города на работу в старину не ездили, а жили там же, где работали. По занятиям мастеров давали названия улицам. В древних городах были Оружейные улицы, Мясницкие, Кузнецкие. В Москве до сих пор сохранились эти древние названия. Иногда целые города назывались по профессии жителей. Например, подмосковный город Бронницы!
Сейчас все профессии на одном крыльце не поместятся. Их уже много тысяч. И все время появляются новые. Обучают теперь многим профессиям в специальных институтах. (Но сначала нужно еще школу закончить!)
Профессией называют такое дело, которым занимаются каждый день и которое полезно для других людей. Любой профессии нужно специально обучаться. В каждом деле есть свои правила. Например, столяр должен знать, как рубанок держать и как стружку снимать. У скрипача - другие правила. Скрипачу нужно уметь держать в руках смычок, а не рубанок. Конечно, скрипка из дерева сделана, но с нее не стружку нужно снимать. Скрипач двигает смычком по струнам и музыкальные звуки извлекает.
В каждой профессии есть свои инструменты (у столяра – рубанок,
а у музыканта – смычок). Для некоторых профессий нужны очень сложные машины. Летчику – самолет, капитану – корабль, ученому – компьютер.
Как же выбрать себе профессию? Очень важно, чтобы работа была по душе. Только тогда можно стать мастером своего дела.
Скажем, любит человек природу. Тогда ему по душе будет работа геолога, агронома, садовода, овощевода, ветеринара, чабана, доярки, фермера, рыбовода, лесовода, охотоведа или ученого-биолога. Почти все, кто выбрал такие профессии, в детстве любили все живое. Были юннатами. Собирали коллекции. Выращивали дома. в саду или на  грядках культурные растения. Ухаживали за домашними животными.
Другому человеку интересно все, что связано с людьми. Такому человеку по душе быть экскурсоводом, учителем, нянечкой, тренером, воспитателем, официантом, продавцом, кассиром, следователем, судьей, библиотекарем. В наши дни появилась новая профессия – менеджер.
А техника? Разве это не интересно? Сколько есть важных и полезных дел для тех, кто любит машины и механизмы! Техника – дело очень сложное и ответственное. Технику нужно очень хорошо знать. В умелых руках любая машина и механизм — чудесные помощники. В неумелых руках – это страшное зло. В технике много разных профессий.
Одно дело – обрабатывать материалы. Для этого нужно все знать о свойствах этого материала. Нужно уметь использовать подходящие инструменты. Металл обрабатывают токари, сверловщики, фрезеровщики. Столяры и плотники обрабатывают дерево. Кожевенники выделывают кожу. Прядильщики делают нитки из хлопка, шерсти и шелка. Ткачи делают из этих ниток ткани... И все эти профессии связаны с техникой!
А сколько есть профессий, где приходится собирать что-то полезное из готовых деталей! Это занятие по душе многим малышам. Совсем крохи собирают пирамидки. Дети постарше играют в конструкторы. Любят дети собирать картинки из цветных кусочков. Монтажники собирают из огромных деталей дома и мосты. Помогают им огромные башенные краны и другие машины. Сборщик часов сидит в уютном кресле и собирает из крохотных деталей очень точный механизм – часы. Слесари-сборщики собирают автомобили, тракторы и станки.
А работа на транспорте? Здесь столько профессий, что все не перечесть. Шоферы, трактористы, вагоновожатые, летчики, капитаны перевозят людей с места на место по дорогам, воздуху и воде. А есть еще такие подвижные машины, как экскаваторы, бульдозеры и комбайны! Каждую такую машину нужно хорошо знать, чтобы она приносила пользу и не приносила вреда. А если какая-то из этих машин из строя выйдет? Кто ее будет лечить? Врач? Ветеринар? Ну конечно, нет! Для этого есть ремонтники и наладчики.
А современная электронная техника, разве это не интересно? Кто из ребят не мечтает управлять компьютером или даже космическим кораблем? Телевизор или радиоприемник уже, наверное, все пробовали включать? А кто эту технику после вас чинил? Не знаете?
Еще есть очень сложная и интересная техника для научной работы. Микроскоп, например. В него можно увидеть даже одну молекулу. Или телескоп. В него можно разглядеть самую далекую звезду.
Но оставим пока технику... Все дети любят мечтать, слушать сказки, рисовать все на свете. Есть много взрослых профессий, где сразу непонятно, чем человек занят. Сидит себе за столом. Рядом – лист бумаги и карандаш. Ни животных, ни растений, ни станков, ни других людей.
А человек занят. Трудится, как говорится, в поте лица. Что же он делает? Что это за профессия такая — сидеть за столом? Может быть, это – писатель, а может быть – бухгалтер или шифровальщик. Так просто по виду и не угадаешь! Таких профессий очень много. Чтобы дело спорилось, нужен очень точный план. И очень точный расчет. В наши дни составлять планы и проводить расчеты помогают людям специальные машины – компьютеры. Их даже называют «искусственным мозгом». Помогают управляться с этими машинами программисты.

Профессий в мире – тысячи! Но есть среди них несколько десятков таких, которые люди особенно ценят и уважают. Один день в году считается для таких профессий праздником!