Семинар-практикум - Сказки по-новому

Семинар-практикум  «Сказки по-новому»

Целевые установки: познакомить педагогов с методами ТРИЗ и РТВ,  моделирование; учить использовать указанные выше методы в практической деятельности при знакомстве детей с художественной литературой; активизировать творческие способности воспитателей.

План семинара-практикума

  1. Вступительное слово старшего воспитателя.
  2. Мини-лекция «Использование методов ТРИЗ и РТВ, моделирование в процессе знакомства  дошкольников с художественной литературой».
    Семинар-практикум
  3. Творческая командная игра «Житель сказочной страны» (моделирование сказки с помощью готовых геометрических форм).
  4. Работа в творческих группах «Измени сказку», «Зашифруй сказку».
  5. Домашнее задание. Составьте конспект занятия по теме: «Знакомство со сказкой», используя метод блочного подхода к литературным произведениям.

Материал

  • Карточки с зашифрованными сказками;
  • схема блочного подхода к литературным произведениям;
  • геометрические фигуры для моделирования.

Анализ  литературного произведения

План-схема

  1. Название произведения, автор.
  2. Краткий комментарий: идея или мораль произведения. Вопросы и задания, направленные на воспитание у детей нравственных качеств, понимание и оценку поступков, характера героев (написать письмо герою, похвалить его, помочь и т.п.)
  3. Речевая зарядка: придумывание вопросов детьми, обыгрывание песенок героев, игры со словами («Наоборот», «Рифмы», «Назови быстро»), этимология слов, подбор синонимов, антонимов, определений, длинных и коротких слов, работа с пословицами, фразеологизмами и т.п.
  4. Развитие мышления и воображения: использование методов ТРИЗ (начало после конца – а что потом, а если бы…; сочинение новых сказок; другой конец сказки; сказка-калька; салат из сказок; перевирание сказки; решение проблемных ситуаций в сказках; экспериментирование в сказках; графические сказки и др.)
  5. Сказка и математика: математические задания на основе сюжета, превращение сказки в задачу или считалку и т.п.
  6. Сказка и экология:вопросы, задания и игры, направленные на развитие представлений об окружающем мире (кем был – кем станет; что мы знаем о …; польза – вред; опыты…).
  7. Сказка и безопасность: обсуждение сказочных ситуаций, связанных с вопросами безопасности: один дома или на улице, встреча с незнакомцем, опасные предметы и др. (что может случиться, если…; как этого избежать; игры–тренинги).
  8. Сказка развивает руки: продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, схематичное изображение сказки, ручной труд, изготовление самодельных книг и т.п.)

Сказка с разных позиций…

  1. Рассказ традиционный;
  2. изменение героя (великан, карлик, злой становится добрым и наоборот, герой научился летать, стал невидимкой и т.п.);
  3. изменение условий сказки (появляются новые герои, главный герой попадает в другое место, добавление или изъятие волшебных предметов…); 
  4. моя сказка о …; 
  5. сделаем книжку о …

«Зашифруй и расшифруй сказку»

(карточки для работы в творческих группах)
карточки для работы в творческих группах