Заочная консультация - Экспериментируем вместе с папой

Заочная консультация
«Экспериментируем вместе с папой»

 Вода замерзает

Ты уже знаешь, что вода – жидкость. Она не имеет собственной формы, а принимает форму того сосуда, в который налита. Это свойство всех жидкостей при нормальных условиях. А что такое нормальные условия? Ты, вероятно, догадываешься. Не холодно и не жарко. Тебе еще трудно понять точное определение «нормальных условий». А потому пока пусть так и будет: ни жары, ни мороза. Нормально!
А если мороз? Хотя бы самый маленький — всего один градус? Тогда вода будет твердой, ее температура опускается ниже нуля. Вода замерзает и превращается в твердое вещество – лед.
Вода, пар, лед – одно и то же вещество. Только в разных состояниях: жидком, газообразном и твердом.

Опыт. Посмотрим, как вода меняет свое состояние. Налей в блюдце немного воды из-под крана и поставь ее на 2–3 часа в морозилку. Что получилось? Перенеси блюдце с льдинкой на стол. Через сколько времени в нем снова окажется вода? Что произойдет со льдом – твердой водой? Оставь блюдце с водой на подоконнике. Скоро ли испарится вода? Как можно ускорить ее испарение?

Переход других веществ в жидкое состояние тоже можно увидеть. Например, на кухне. Мама кладет на сковородку кусочек сливочного масла. На горячей сковороде масло становится жидким. Если после этого сковородку с плиты снять, то через некоторое время масло снова станет твердым – его можно будет собрать со сковородки не ложкой (она понадобилась бы для жидкого вещества), а ножом.

Стойкий оловянный солдатик

 

Вспомним самый конец твоей любимой сказки Ганса Христиана Андерсена «Стойкий оловянный солдатик»: «А оловянный солдатик растаял и совсем было исплавился. На другой день горничная выгребала из печки золу и нашла маленькое оловянное сердечко...».
Что же случилось с оловянным солдатиком? Вещество, из которого он был сделан, – олово. В начале сказки говорится, что все солдатики были родными братьями по матери – старой оловянной ложки.

Олово легко плавится, т.е. становится жидким, а остывая, снова переходит в твердое состояние. Летом, когда особенно хочется пить, воду наливают в формочки и ставят в морозилку. Что происходит там с водой?
• Вода                                                                                                                     
(застывает / замерзает)
• Ледяной кубик кладут в стакан с водой. Для чего это делают?
                                                                                                                            
(тает / не тает)
Интересно зимой наблюдать, как падают снежинки. То они опускаются медленно, мягкими хлопьями. То их гонит злой и колючий ветер. Тогда снежинки режут лицо до слез: от них хочется поскорее спрятаться, пока не утихнет непогода. А потом быстрее на улицу – с горки кататься, в снежки играть...
Егорка тоже снежки лепит. Долго мнет и дышит на каждый. Поэтому его снежки не разбиваются, осыпая друзей снежной пылью, а отлетают целехонькие.
– Стой, Егор! Ты что делаешь? У тебя не снежки, а ледышки получаются. От них через куртку синяки останутся.
– Какие нежности! Я снежки из снега делаю...
Как же объяснить Егорке, что он не прав? Снег и лед хоть и состоят из одного и того же вещества (воды), но имеют разные свойства.


С чего начать? Поймать снежинку сухой, темного цвета варежкой. На темном фоне снежинку можно рассмотреть, а на сухой варежке она дольше не растает. Хорошо, если у тебя найдется лупа – увеличительное стекло. С его помощью ты сможешь увидеть массу интереснейших вещей.  Наклонился Егорка над варежкой – звездочка вмиг исчезла. Заблестела на этом месте крошечная капелька воды. Вот ведь какой неловкий: снежинку растопил дыханием.

Поймать снежинку сухой

 

Посмотри, как нарисовал снежинки художник! Правда, красивые? Вроде бы все похожи: у каждой шесть лучиков. А все-таки разные, двух одинаковых отыскать нельзя. Жаль только, что когда они приземляются, то ломают свои хрупкие лучики.
Вот первый довод Егорке: когда он мнет снег, да еще дышит на него, снежинки крошатся, подтаивают и плотнее прилегают друг к другу. Снег покрывается ледяной коркой, постепенно превращаясь в лед.
Следующее доказательство – опыт. Пусть Егор все увидит своими глазами.

Опыт. Возьми две одинаковые формочки. В одну насыпь рыхлого снега. В другую снег постепенно насыпай и утрамбовывай, чтобы вошло как можно больше. Взвесь эти формочки на ладонях вытянутых рук. Какая тяжелее? Конечно, та, в которой больше снега. Внеси формочки со снегом в тепло. Продолжай наблюдать. Где скорее растаял снег? Где оказалось больше воды?
Мы уже измеряли температуру воды. Выяснили, что бывает она разная, но всегда выше нуля. Теперь давай измерим температуру снега, конечно, если за окном зима. Для этого опыта понадобится термометр, которым измеряют температуру воздуха на улице, и пол-литровая банка.

термометр
 

Опыт.  Набери в банку снега, только не очень сильно утрамбовывай его. Иначе опыт получится долгим,
а ты, наверное, не любишь сидеть без дела. Правда, наблюдение – тоже дело, очень нужное и интересное.
Воткни термометр в снег и наблюдай за движением столбика. Сначала он будет ниже «нуля» – отметки на шкале. Про такую температуру говорят, что она ниже нуля. Потом столбик медленно поползет вверх и ненадолго остановится на нуле.

В это время в банке будет «каша» – снег пополам с водой. А когда столбик поднимется выше нуля, снега в банке не останется. Только вода.  Сделай вывод
· Температура снега __________________________________________
                      (выше нуля, ниже нуля)
· Температура воды ___________________________________________
                    (выше нуля, ниже нуля)
Воду из банки не выливай. Нам она скоро пригодится.
Набери в другую такую же банку воды из-под крана. Сравни талую воду с водопроводной. Чем они отличаются?
· Снеговая вода ____________________________, чем вода из-под крана.
                                         (более прозрачна, менее прозрачна)
А знаешь, почему? Потому, что в воздухе, через который пролетали снежинки по пути к земле, были пылинки, частицы копоти. Снег по дороге собрал эти частички — испачкался. Воздух после снегопада становится чище, даже пахнет свежестью, морозцем.
Егорка, конечно, по-своему толкует.
– Быть не может. Снег чистый. Никаких там нет примесей: ни пылинок, ни копоти. И вкусный! Как мороженое!
Эх, Егор-Егор! Теперь понятно, почему ты зимой то и дело ангиной болеешь. То, что снег вкусный, так это кому что нравится! А вот насчет чистоты... Тут поспорить можно.

Опыт. Возьми чистое блюдце белого цвета и зачерпни им немного свежевыпавшего снега. Именно зачерпни.

А не то будет Егорка доказывать, что руки, мол, у тебя были немытые или варежки нестиранные.
Накрой блюдце крышечкой: Егору неповадно будет толковать, что пыль в блюдце уже в комнате попала. Снег скорее растает, если блюдце поставить на кружку с горячей водой. Что же мы видим? На дне блюдца лужица мутной воды, а по краям грязная каемка. Вот тебе, Егор, и мороженое!