Экскурсия в мини-музей - Ребятишкина книжка

Экскурсия в мини-музей «Ребятишкина книжка»
(конспект)

Целевые установки

  1. Приобщение детей к высокохудожественной литературе, формирование запаса литературных художественных впечатлений;
  2. формирование у детей личностной позиции, как при восприятии литературных произведений, так и в процессе творчества;
  3. развитие таких форм воображения, в основе которых лежит интерпретация литературного образа;
  4. развитие индивидуальных литературных предпочтений;
  5. обогащение словарного запаса, расширение кругозора детей; развитие у детей отношения к книге как к произведению эстетической культуры, привлечение их к созданию рукописных книг;
  6. развитие эмоциональной отзывчивости к эстетической стороне окружающей действительности.

Материалы музея

  1. Коллекция книг, отличающихся по содержанию, оформлению, направленности;
  2. костюм Оле-Лукойе для ведущего-экскурсовода;
  3. экспозиция «Путешествие в прошлое»;
  4. игра-исследование «Что такое книга»;
  5. уголок «Книжкина больница»;
  6. материал для творчества (печати, трафареты, материалы газет, журналов, старых книг; шрифты букв,  бумага, картон, клей, ножницы, скотч, самоклеющаяся бумага, краски, кисти, фломастеры)
  7. игра «Путаница»;
  8. иллюстрации из литературных произведений; портреты детских писателей;
  9. «Дерево загадок»;
  10. пособие «Волшебная дорожка».

Ход экскурсии

У входа в музей детей встречает Оле-Лукойе. Он знакомится с детьми, интересуется целью их визита, предлагает игру «Каскад сказочных героев» (в руках сказочного героя зонтик, на котором каскадом расположены фигурки сказочных персонажей. Ребенок должен снять фигурку с зонтика и назвать одну или несколько сказок, в которых встречается такой герой). Назвав сказки, дети проходят в музей и рассаживаются на лавочки, стулья, пуфики, подушки.
Оле-Лукойе:
- Ребята, как много сказок вы назвали. А откуда вы их знаете? Какой предмет вам помогает путешествовать по сказкам? (Книга).
- Как вы думаете, что такое книга? Для чего они нужны?

Организуется игра-исследование по системе ТРИЗ (используется метод системного анализа – «Системный оператор»).

Материал.  Лист ватмана, в центре которого изображена книга; различные картинки-вырезки, связанные с этой темой; скотч, ножницы, фломастер. Описание. Дети с помощью вопросов и картинок-вырезок составляют таблицу, отражающую различные сведения о книгах, их прошлом, настоящим и будущем.

 

Прошлое

Настоящее

Будущее

надсистема

Откуда книга попала в магазин? (Типография, писатель)

Откуда пришла книга?
(Магазин)

Каким может быть будущее у книги?
(Новые читатели, библиотека, фильм, компьютерная книга)

система

Рассказ об истории появления книг.

Книга

&

Рассказ о реставрации книг, о том,  чем книга древнее, тем больше
она ценится; об использовании книг
(в детском саду, школе, учеными, для отдыха).

подсистема

Откуда взялись страницы?
(Бумага-дерево-лес)

Из чего
состоит книга?
(Страницы, переплет, обложка, иллюстрации, текст)

Продукт деятельности детей: рисование, аппликация, сочинение и прочее. Конкурс "Моя рукописная книга»

Во время игры Оле-Лукойе предлагает детям отправиться в путешествие на ковре-самолете в прошлое книги. (Рассказ об истории появления книг, рассматривание экспозиции "Путешествие в прошлое": свитки, рукописи, старинные книги. Можно использовать "макеты", изготовленные своими руками).

Воспитатель:
- А вы знаете, ребята, что у книг есть дом? Как называется место, где живут книги? (Библиотека).
- В библиотеке собраны самые разные книги: есть сказки и рассказы для детей, стихи, книги с загадками, книги для школьников и ученых, для мам и пап, энциклопедии, словари, учебники, книги-поделки и многие другие. Книги большие и маленькие, с картинками и без них, разной формы и цвета, с интересными обложками. У меня тоже есть библиотека, в которой собрана коллекция книг. Предлагаю вам на нее взглянуть.
Дети рассматривают экспозицию «Библиотека», слушают рассказ о коллекции книг.
Воспитатель подводит детей к «Дереву загадок» и читает отрывок
«У Лукоморья дуб зеленый» из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила», затем предлагает детям отгадать загадки.
 


Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
Книга

Крошки-птички сели в ряд
И словечки говорят.
Буквы

Сели птицы на страницы,
Знают быль и небылицы.
Буквы

Толстяк живет на крыше,
Летает он всех выше...
Карлсон

На сметане мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок,
Румяный бок,
Покатился ...
Колобок

Бабушка девочку очень любила,
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое,
А ну, подскажите имя ее.
Красная Шапочка

Возле леса на опушке
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
Три медведя

Она красива и мила,
А имя ей от слова «зола».
Золушка

Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор...
Айболит

У отца был мальчик странный,
Необычный - деревянный.
На земле и под водой
Ищет ключик золотой.
Всюду нос сует он длинный.
Кто же это...?
Буратино

Носик круглый, пятачком,
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючок,
Вместо туфелек - копытца.
Трое их - и до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,
кто герои этой сказки?
Три поросенка

Оле-Лукойе подводит детей к «Книжкиной больнице» и печально говорит о том, что иногда книжки попадают в беду, могут «заболеть».

Оле-Лукойе:
- Как вы думаете, ребята, почему это случается? Однажды с моим знакомым мальчиком по имени Гришка, произошла такая история...

Чтение стихотворения С.Маршака «Гришкины книжки».

- Что делать, чтобы с вами не приключилась такая история? Что будешь ты (обращается к ребенку) делать, если вдруг твоя книга «заболеет»? Как можно помочь этим книгам?
(Дети принимают решение «полечить» книги, воспитатель берет эти книги в группу).

Оле-Лукойе:

- Ребята, а кто сочиняет книги? Каких писателей и поэтов вы знаете? Как вы думаете, кто рисует к книгам иллюстрации? (Ответы детей)