Целевые установки
Материалы музея
Ход экскурсии
У входа в музей детей встречает Оле-Лукойе. Он знакомится с детьми, интересуется целью их визита, предлагает игру «Каскад сказочных героев» (в руках сказочного героя зонтик, на котором каскадом расположены фигурки сказочных персонажей. Ребенок должен снять фигурку с зонтика и назвать одну или несколько сказок, в которых встречается такой герой). Назвав сказки, дети проходят в музей и рассаживаются на лавочки, стулья, пуфики, подушки.
Оле-Лукойе:
- Ребята, как много сказок вы назвали. А откуда вы их знаете? Какой предмет вам помогает путешествовать по сказкам? (Книга).
- Как вы думаете, что такое книга? Для чего они нужны?
Организуется игра-исследование по системе ТРИЗ (используется метод системного анализа – «Системный оператор»).
Материал. Лист ватмана, в центре которого изображена книга; различные картинки-вырезки, связанные с этой темой; скотч, ножницы, фломастер. Описание. Дети с помощью вопросов и картинок-вырезок составляют таблицу, отражающую различные сведения о книгах, их прошлом, настоящим и будущем.
|
Прошлое |
Настоящее |
Будущее |
надсистема |
Откуда книга попала в магазин? (Типография, писатель) |
Откуда пришла книга? |
Каким может быть будущее у книги? |
система |
Рассказ об истории появления книг. |
Книга & |
Рассказ о реставрации книг, о том, чем книга древнее, тем больше |
подсистема |
Откуда взялись страницы? |
Из чего |
Продукт деятельности детей: рисование, аппликация, сочинение и прочее. Конкурс "Моя рукописная книга» |
Во время игры Оле-Лукойе предлагает детям отправиться в путешествие на ковре-самолете в прошлое книги. (Рассказ об истории появления книг, рассматривание экспозиции "Путешествие в прошлое": свитки, рукописи, старинные книги. Можно использовать "макеты", изготовленные своими руками).
Воспитатель:
- А вы знаете, ребята, что у книг есть дом? Как называется место, где живут книги? (Библиотека).
- В библиотеке собраны самые разные книги: есть сказки и рассказы для детей, стихи, книги с загадками, книги для школьников и ученых, для мам и пап, энциклопедии, словари, учебники, книги-поделки и многие другие. Книги большие и маленькие, с картинками и без них, разной формы и цвета, с интересными обложками. У меня тоже есть библиотека, в которой собрана коллекция книг. Предлагаю вам на нее взглянуть.
Дети рассматривают экспозицию «Библиотека», слушают рассказ о коллекции книг.
Воспитатель подводит детей к «Дереву загадок» и читает отрывок
«У Лукоморья дуб зеленый» из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила», затем предлагает детям отгадать загадки.
Не рубашка, а сшита, Не человек, а рассказывает. Книга |
Крошки-птички сели в ряд |
Сели птицы на страницы, |
Толстяк живет на крыше, |
На сметане мешен, Бабушка девочку очень любила, Возле леса на опушке Она красива и мила, |
Лечит маленьких детей, У отца был мальчик странный, Носик круглый, пятачком, |
Оле-Лукойе подводит детей к «Книжкиной больнице» и печально говорит о том, что иногда книжки попадают в беду, могут «заболеть».
Оле-Лукойе:
- Как вы думаете, ребята, почему это случается? Однажды с моим знакомым мальчиком по имени Гришка, произошла такая история...
Чтение стихотворения С.Маршака «Гришкины книжки».
- Что делать, чтобы с вами не приключилась такая история? Что будешь ты (обращается к ребенку) делать, если вдруг твоя книга «заболеет»? Как можно помочь этим книгам?
(Дети принимают решение «полечить» книги, воспитатель берет эти книги в группу).
Оле-Лукойе: