Семинар-практикум «Сказки по-новому»
Целевые установки: познакомить педагогов с методами ТРИЗ и РТВ, моделирование; учить использовать указанные выше методы в практической деятельности при знакомстве детей с художественной литературой; активизировать творческие способности воспитателей.
План семинара-практикума
-
Вступительное слово старшего воспитателя.
-
Мини-лекция «Использование методов ТРИЗ и РТВ, моделирование в процессе знакомства дошкольников с художественной литературой».

-
Творческая командная игра «Житель сказочной страны» (моделирование сказки с помощью готовых геометрических форм).
-
Работа в творческих группах «Измени сказку», «Зашифруй сказку».
-
Домашнее задание. Составьте конспект занятия по теме: «Знакомство со сказкой», используя метод блочного подхода к литературным произведениям.
Материал
- Карточки с зашифрованными сказками;
- схема блочного подхода к литературным произведениям;
- геометрические фигуры для моделирования.
Анализ литературного произведения
План-схема
- Название произведения, автор.
- Краткий комментарий: идея или мораль произведения. Вопросы и задания, направленные на воспитание у детей нравственных качеств, понимание и оценку поступков, характера героев (написать письмо герою, похвалить его, помочь и т.п.)
- Речевая зарядка: придумывание вопросов детьми, обыгрывание песенок героев, игры со словами («Наоборот», «Рифмы», «Назови быстро»), этимология слов, подбор синонимов, антонимов, определений, длинных и коротких слов, работа с пословицами, фразеологизмами и т.п.
- Развитие мышления и воображения: использование методов ТРИЗ (начало после конца – а что потом, а если бы…; сочинение новых сказок; другой конец сказки; сказка-калька; салат из сказок; перевирание сказки; решение проблемных ситуаций в сказках; экспериментирование в сказках; графические сказки и др.)
- Сказка и математика: математические задания на основе сюжета, превращение сказки в задачу или считалку и т.п.
- Сказка и экология:вопросы, задания и игры, направленные на развитие представлений об окружающем мире (кем был – кем станет; что мы знаем о …; польза – вред; опыты…).
- Сказка и безопасность: обсуждение сказочных ситуаций, связанных с вопросами безопасности: один дома или на улице, встреча с незнакомцем, опасные предметы и др. (что может случиться, если…; как этого избежать; игры–тренинги).
- Сказка развивает руки: продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, схематичное изображение сказки, ручной труд, изготовление самодельных книг и т.п.)
Сказка с разных позиций…
- Рассказ традиционный;
- изменение героя (великан, карлик, злой становится добрым и наоборот, герой научился летать, стал невидимкой и т.п.);
- изменение условий сказки (появляются новые герои, главный герой попадает в другое место, добавление или изъятие волшебных предметов…);
- моя сказка о …;
- сделаем книжку о …
«Зашифруй и расшифруй сказку»
(карточки для работы в творческих группах)