Дистанционное образование – на смену заочному

Дистанционное образование – на смену заочному

 

Изменения в обществе приводят к изменениям в системе образования. Еще десять-пятнадцать лет назад в высшем образовании существовала простая и понятная схема: все образование делилось на очное и заочное. Очное образование получали люди, которые не работали, а жили на стипендию и пользовались поддержкой родителей. Заочное образование было ориентировано на тех, кто был вынужден работать, на тех, кто получал второе высшее и т. д.

Но сейчас ситуация изменилась. Во-первых, стало престижным, да и просто удобным начинать работать сразу после школы. Поэтому многие молодые люди стали после школы поступать не на очное, а на заочное отделение. Также заочное высшее образование стало набирать популярность еще и потому, что многие поняли: диплом (а лучше – два диплома) – это весомое конкурентное преимущество, которое лучше позволяет реализоваться себя на рынке рабочей силы.

Но быть заочником не так-то просто. Это все равно требует времени, требует посещать занятия в ВУЗе, пусть не весь год, но хотя бы в течение месяца. Хорошо, если человек учится в том же городе, в котором живет. А если он провинциал, но мечтает учиться в столице? И вот он вынужден решать вопрос, какой колледж лучше выбирать в Москве, где жить и где взять деньги, чтобы заплатить за жилье. Еще один сложный вопрос, с которым сталкиваются многие заочники – как выстраивать свои отношения с работодателем. Дело в том, что, согласно российскому законодательству, работник имеет право на внеочередной отпуск в течение месяца, если он официально получает заочное образование. Но в реальности многие начальники игнорируют требования этого закона, не отпускают своих сотрудников, чинят им разнообразные препятствия. В свою очередь, работники, не желающие идти на обострение конфликта, в течение месяца вынуждены лавировать между работой и учебой, что не идет на пользу ни первому, ни второму.

Один из способов решить это противоречие – дистанционное образование. Оно является отличным примером того, как система образование откликается на общественные изменения и появление новых коммуникативных технологий. В отличие от традиционного заочного образования «дистанционка» не требует от учащегося появляться на занятиях. Все общение между ним и преподавателем происходит с помощью компьютерных сетей. Еще во второй половине 1990-х годов подобную систему пытались создать некоторые ВУЗы, используя возможности почты, пересылая своим студентам лекции, записанные на видеокассеты. Но только компьютерные технологии позволили наладить быстрый и надежный контакт между удаленными друг от друга студентами и преподавателями.